21.01.2022

Михаил врубель. Из собрания Русского музея А. С. Пушкин и "Мир искусства"


Изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга Святославович» выполненный по эскизу М.А.Врубеля.

Всегда ли мы подразумеваем всю широту творческого гения Михаила Врубеля, когда называем его художником? Конечно, Врубель — это тот живописец, который подарил миру своих невероятных Демонов. Это тот живописец, который воспел эстетику русской народности и стал одним из самых значимых художников конца XIX века.

Но вряд ли многие из вас знают, что на фасаде гостиницы «Метрополь» красуется невероятное панно «Принцесса Грёза», а в Доме Черткова находится камин, виртуозно оформленный художником в стиле модерн. Врубель был талантливым декоратором, поэтому несправедливо обходить стороной декоративно-прикладную сторону его творчества. В счастливое время участия в Абрамцевском кружке художник проникся идеей ренессансного многозадачного мастера и с упоением учился искусству керамики, майолики, скульптуры и техникам различных народных промыслов. Именно в качестве декоратора Врубель получил свою известность среди современников, а многие известные люди стремились видеть художника «дизайнером» своих шикарных особняков.

В этой статье «365» хочет познакомить вас с рядом московских строений, которых не обошел стороной творческий гений Михаила Александровича Врубеля. Гуляя по Москве, не поленитесь и зайдите в эти особняки, где до сих пор сохранился модернистский дух начала прошлого столетия.

Гостиница «Метрополь»

Фасад «Метрополя». «Принцесса Грёза»

Немногие обращают внимание на фасад легендарной гостиницы «Метрополь», а если и обращают, то не знают, что именно там красуется, пожалуй, самое известное декоративное панно М.Врубеля, «Принцесса Грёза».

В 1896 году С.Ю. Витте сделал у Врубеля заказ на живописное панно для Нижегородской художественно-промышленной выставки. Работа на выставке не произвела должного впечатления на зрителей, но поразила критиков романтической глубиной передачи образа, навеянного пьесой французского поэта Э. Ростана.

Гостиница «Метрополь»

Поэтому когда перед Витте встал вопрос, кого пригласить участвовать в отделке строящейся гостиницы в самом сердце Москвы, выбор пал на Врубеля, чтобы назло недоброжелателям увековечить его прекрасную работу.

Адрес: Театральный проезд, 2.


Дом в Лебяжьем переулке ведет свою историю с XIX века. Склады, водочный завод, синематограф и театр миниатюр — многое происходило здесь, пока по заказу мецената П. Г. Солодовникова здание и близлежащие к нему постройки не переоборудовали в жилые помещения.

Под самой кровлей находится керамическое панно, изображающее девушку в окружении чудес подводного мира, по предположению исследователей, изготовленное по отливкам Михаила Врубеля.

Фрагмент центрального панно, выполненного по эскизам М. Врубеля

Адрес: Лебяжий переулок, д. 6/1.

Самая обычная прогулка по Москве может неожиданно принести встречу с Михаилом Врубелем. Главное знать, где искать.
Доходный дом Ф. А. Александрова мог остаться обычным образчиком архитектуры своего времени, если бы не керамические панно из абрамцевской плитки над балконными окнами, сделанные по рисункам «Бессмертники» великого мастера.

Элементы декора доходного дома Ф. А. Александрова. «Бессмертники» Врубеля слева внизу

Адрес: Мерзляковский переулок, д.20.

Городская усадьба Казакова-Дункер-Цетлина

Усадьба названа по фамилиям владельцев, которым она принадлежала после княжеского рода Хованских.

В 1894 году по заказу Е.Д. Дункер художник выполнил мозаичный триптих «Суд Париса», а также панно «Венеция» и плафон с изображением цветов.

М. Врубель. «Суд Париса». Декоративное панно, 1893

Сегодня работы Врубеля, выполненные для этого особняка, можно увидеть в собрании Омского музея изобразительных искусств и в коллекции Русского музея.

Адрес: Поварская ул., дом 9, стр. 1-1А.

Свидетельства об этой усадьбе имеются уже с конца XVIII века, здесь даже сохранились старинные палаты и элементы убранства того времени.

Однако, когда в 1895 году усадьба стала принадлежать Алексею Викуловичу Морозову, её ожидали перемены. Для выполнения заказа по переделу дома, согласно вкусам хозяина и веяниям времени, был приглашен знаменитый архитектор Фёдор Шехтель, который в свою очередь пригласил Михаила Врубеля принять участие во внутренней отделке особняка.

М. Врубель. Триптих «Фауст»

Для этой усадьбы художник создал живописные панно по мотивам «Фауста» Гете. Эти панно отличаются беглостью и приблизительностью, расчленением на планы, что усиливает сходство с аппликацией.

Сейчас эти работы можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Адрес: Подсосенский переулок, д.21.

Особняк З. Г. Морозовой

Еще один пример работы Михаила Врубеля в соавторстве с архитектором Фёдором Шехтелем.

В этот раз художник принимал участие внутренней отделки особняка жены великого русского мецената Саввы Морозова. Шехтель посчитал, что Врубель сможет привнести в готические интерьеры свою сумрачную выразительность, и не ошибся.

М. Врубель. «Роберт и монахини»

Для этого особняка художник выполнил ломаную и крайне динамичную скульптурную композицию «Роберт и монахини», а также создал эскиз к витражу, который был выполнен с использованием старинной техники.

Адрес: улица Спиридоновка, 17.


Очередное совместное творение Михаила Врубеля и Фёдора Шехтеля — Усадьба Салтыковых-Чертковых. Попасть в эту усадьбу можно только во время проведения на его территории выставок, но это стоит сделать хотя бы ради лицезрения невероятного камина, сотворенного Врубелем по заказу хозяина дома.

Скульптурное убранство камина, созданное в унисон стилю модерн, изображает игривых нимф и сатиров, резвящихся меж ветвей деревьев.

Адрес: Москва, Мясницкая улица, д. 7.

Текст: Анна Вихрева

Выставка «Врубель. Лермонтов. Абрамцево» - это совместный проект музеев-заповедников «Тарханы» и «Абрамцево», рассказывающий о творческих пересечениях двух гениальных людей, поэта и художника - Врубеля и Лермонтова.
Михаил Александрович Врубель знал наизусть многие стихотворения и поэму «Демон», любил их декламировать в дружеском кругу.
Однако иллюстрировать произведения любимого поэта начал только в возрасте за тридцать, уже имея немалый творческий и духовный опыт. Интересно, что именно Лермонтов сделал Врубеля знаменитым на определенном жизненном этапе.

Пересечение талантов и судеб двух гениев является главной темой выставки. В экспозицию вошли сочинения Михаила Юрьевича Лермонтова 1860 - 1870-х годов, издания которых мог читать Врубель и в детстве, и в зрелом возрасте. В 1860 году в «Сочинениях М.Ю. Лермонтова» под редакцией С.С. Дудышкина впервые в России была напечатана поэма «Демон».
Представлены на выставке и произведениями Врубеля - это иллюстрации, вошедшие в издание сочинений М.Ю. Лермонтова 1891 года под редакцией П.П. Кончаловского, к стихотворениям «Журналист, читатель и писатель», «Русалка», «Еврейская мелодия», поэме «Измаил-Бей», роману «Герой нашего времени».
Музеи «Абрамцево» и «Тарханы» выставляют оригинальные эскизы к картине «Демон поверженный» 1901 года из своих коллекций.
Говоря о Врубеле, нельзя не вспомнить о Мамонтовых и усадьбе Абрамцево. Глава семьи Савва Иванович Мамонтов, известный промышленник, меценат, владелец усадьбы, сыграл большую роль в судьбе художника, разглядев в нем могучий талант при первом же знакомстве и приблизив к себе.
В тесном общении с семьей мецената художник создавал «лермонтовские» иллюстрации, среди которых самая большая серия посвящена поэме «Демон»!. В Москве, в доме Мамонтова, был написан «Демон сидящий».
Демон, «изгнанник рая», «зла избранник», для поэта-романтика стал образом бунтаря-одиночки, протестующего против пошлости в существующем миропорядке. Демон - космическое Зло, порожден отрицанием земного зла во имя высоких стремлений. Эта «демоническая диалектика» сложилась уже в юношеских стихотворениях Лермонтова и достигла своего высшего развития в поэме, над которой он работал почти всю жизнь.
Иллюстрации Врубеля по своей символической обобщенности, философской глубине оказались равными произведениям поэта. Сочетание поэзии и графики образует вершину творческого содружества художника и поэта.
«Демон поверженный» - это самостоятельный образ Врубеля. У Лермонтова Демон - побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, по-прежнему могучий. У Врубеля - гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на которых он уже не может взлететь. Эта работа отражает процесс мучительной борьбы художника с обуревавшей его в то время болезненной изменчивостью сознания.
Главное духовное родство Врубеля и Лермонтова - в стремлении к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Но они не находили этого в окружающей действительности, и потому столько трагического в творчестве и поэта, и художника, а их имена связаны неразрывно в русской культуре.

Выставка работает до 21 октября 2018 года.
Часы работы: с 9.00 до 17.00.
Местонахождение: выставочный зал музейно-просветительского центра музея-заповедника «Тарханы».

Государственного Русского музея открывается выставка "Михаил Врубель. Из собрания Русского музея". На экспозиции, посвященной 150-летию со дня рождения художника, представлено около 200 произведений мастера. Это живописные и графические работы, скульптура, предметы , исполненные в технике .
В собрании находится более 250 работ (1856-1910). Среди них такие широко известные зрителю живописные произведения как "Гамлет и Офелия" (1884), панно "Утро" (1897), "Богатырь" (1898), "Летящий демон" (1899), "Шестикрылый серафим" (1904). Все эти работы вошли и в состав нынешней экспозиции наряду с многочисленными портретами и автопортретами художника.
Однако, помимо знакомых всем картин, на выставке представлены и редко экспонируемые произведения Врубеля. Особое внимание уделено так называемому "петербургскому" периоду жизни и творчества мастера (1880-1883 гг.) В то время живописец учился в у , чьи уроки дали ему очень многое, общался с и нередко пользовался его советами, участвовал в собраниях кружка художников вместе с . На выставке представлены анатомические штудии, акварели костюмного класса, программы академической поры.
Первые академические работы Врубеля отличались оригинальностью замысла и незаурядностью трактовки (акварели "Обручение Марии с Иосифом" (1881), "Гамлет и Офелия" (1883), "Пирующие римляне" (1883). В неоконченной акварели "Пирующие римляне" зрителя завораживает острота ракурса, неожиданно поэтичный подход к изображению бытового сюжета. Вся сцена словно подернута призрачной дымкой. Еще со студенческих лет Врубеля привлекала , . Немало произведений было навеяно и собственными впечатлениями Врубеля от поездки в в 1884-1985 гг. (акварель "Итальянский рыбак" (1884-85), декоративное панно "Венеция" (1893)). Там он изучал средневековые и мозаики Сан Марко и церкви св. Марии в Торчелло, знакомился с произведениями Карпаччо, Чима де Конельяно, Джованни Беллини. Влияние этих мастеров раннего можно заметить в алтарных образах для Кирилловской церкви и в эскизах для Владимирского собора, созданных Врубелем в в середине и конце 1880-х гг.
Тогда же в его творчестве впервые появляется тема Демона, который был для Врубеля, по его словам, "олицетворением вечной борьбы мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе". Большинство ранних эскизов и набросков не сохранилось, но на выставке можно увидеть гипсовую "Голову Демона" (1890).
На выставке с максимальной полнотой представлены работы Врубеля, выполненные им в 1890-е годы в технике майолики. В 1891 году он возглавил художественную гончарную мастерскую в имении С.И.Мамонтова в , где работал над скульптурами и , создал декоративное блюдо "Садко" (1899-1900). По выражению , с восхищением наблюдавшего за тем, как Врубель лепил в , он все делал "классически хорошо: кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра… все на месте". Можно убедиться в этом на примере маски льва - для ворот дома Мамонтова в Москве (1890-е гг.). Специально для нынешнего показа из 130 фрагментов вновь собран знаменитый камин "Вольга и Микула" (1899-1900), созданный Врубелем для Всемирной выставки 1900 года в .
В 1896 году неустроенный живописец, наконец, обретает свою пристань. Надежда Ивановна Забела - известная певица, с которой он познакомился в Частной опере Мамонтова - внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой. Ее появление знаменует новую зарю творчества мастера. Врубель создает сюиту портретов своей супруги, среди которых "Портрет дамы лиловом" (1901). Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы ("Царевна Волхова" (1898). Посетители выставки могут увидеть уникальные архивные материалы из Отдела рукописей Русского музея: фотографии, письма, программы концертов, в которых принимала участие Н.И.Забела-Врубель, созданные по эскизам мастера.
Однако вскоре Врубель пережил глубокий душевный кризис: напряженный творческий поиск (изнуряющая работа над "Демоном") и семейная драма ("Портрет сына художника" (1902) приводят к болезни. Начались мучительные скитания художника по лечебным заведениям, где он, тем не менее, продолжал творить. Врубель рисовал портреты пациентов, врачей и санитаров ("Портрет В.А.Усольцевой" (1905), делал пейзажные наброски видов из окна, изображал простые предметы - кресло, брошенную на стул одежду, смятую постель (цикл "Бессонница" (1905), наполняя, казалось бы, обыденные сцены подлинным драматизмом. В моменты просветления Врубель создает удивительные картины ("Шестикрылый серафим" (1904), "Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок" (1904). Представлена на выставке и последняя работа художника - "Видение пророка Иезекииля" (1906) - которую Врубель писал, мучимый мыслями об искуплении и очищении, постепенно погружаясь во мрак физический и моральный.
"Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить", - сказал о Врубеле В.Я.Брюсов. Именно его портрет писал художник, когда слепота положила конец яркому и многотрудному творческому пути "мятежного демона" русской живописи.

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Выставки

Третьяковская галерея рассказывает о музе М. Врубеля

12 декабря 2016 года в зале М. Врубеля в Третьяковской галерее (ГТГ) в Москве стартовала выставка «Н.И. Забела-Врубель в творчестве М.А. Врубеля». Лучшая коллекция русского искусства открыла свои запасники и показывает посетителям к 160-летию со дня рождения художника историю его любви, соединившую счастье и трагедию, музыку и живопись.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) – русский художник, рисовальщик польского происхождения (фамилия происходит от wróbel - воробей), католик по вероисповеданию. Выпускник класса П. Чистякова Петербургской академии художеств. Основные работы – «Демон», «Гадалка», «Царевна-лебедь» и др. По художественной манере близок символизму, ярко выражены черты стиля модерн. Умер от психического расстройства, последние 4 года был слепым.

Надежда Забела стала женой Михаила Врубеля, когда ей было 30, а ему 40. Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, она была артисткой «голубой крови» и родственницей художника Николая Ге.

Их знакомство состоялось, когда Врубель по просьбе своего покровителя Саввы Мамонтова присоединился к оформлению декораций Панаевского театра в Петербурге (Частная опера) для работы над оперой немецкого композитора Гумпердинка «Гензель и Гретель», детской сказочной фантастикой на основе сказки братьев Гримм. Энгельберт Гумпердинк (нем. Engelbert Humperdinck) был последователем композитора-новатора Р. Вагнера.

Надежда пела партию Греты, и её «неземное» исполнение показалось ему не только прекрасным, но и родным. «Все поют, как птицы, – писал Врубель, – а Надя поёт, как человек». Так он встретил ту, без которой не мог уже обойтись до конца своих дней. Как вспоминала позднее Н. Забела-Врубель, он вбежал на сцену во время перерыва и стал бурно выражать ей свой восторг. Живописное свидетельство этого знакомства – парный портрет Надежды Забелы (Греты) и ей партнёрши Татьяны Любатович (Гретель), исполненный по просьбе невесты. Этот портрет стал условием принятия предложения руки и сердца и хранится в Третьяковской галерее.

Как рассказала куратор выставки Шуманова Ирина Викторовна, ст. научный сотрудник отдела графики XVIII – н. XX века ГТГ, образ жены отразился в разных ипостасях и образах Врубеля. Она стала его музой, серафимом, пророком…

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир» – также жемчужина коллекции Третьяковской галереи. Платье из прозрачных шелков, в котором она предстаёт перед нами на портрете, сделано мужем. Так, портрет напоминает нам о том, что Врубель одевал любимую жену, сам готовил для неё наряды и создавал ей сценические образы.

Печален «Портрет сына» – Саввы Врубеля, единственного ребёнка четы Врубель, болезненного мальчика, прожившего всего лишь 2 года. Он также хранится в ГТГ.

Помимо этих портретов, Третьяковская галерея предлагает посетителям выставки прикоснуться к скульптурным произведениям Врубеля и более интимным вещам, связанных с его жизнью. Например, к эскизам одежды и зарисовкам Врубеля портретов жены, его автопортретов, рукописному листу воспоминаний о них, и многим другим мелочам, чрезвычайно дорогим сердцу многочисленных поклонников самобытного русского художника.


На открытии выставки, при помощи фонда «Грани» музей устроил погружение в звуки, которые так пленили Михаила Врубеля. В исполнении певцов Молодежной оперной программы Большого театра прозвучали арии, дуэты и фрагменты опер Н.И. Римского-Корсакова: «Садко», «Снегурочка» и «Царская невеста». Композитор высоко ценил талант певицы, видел в нем сочетание земного и неземного. Он также посвятит Забеле и Врубелю два романса: «Сон в летнюю ночь» и «Нимфа».

По словам ведущего музыкальной программы музыкального критика М. Сегельмана, «её век как певицы был недолог. Н. Забела-Врубель раскрылась в небольших театрах, в камерном исполнении». Дольше сохранился её образ, так обильно и талантливо запечатлённый в живописи мужа.

Источники:

Энциклопедия русской живописи.- М., «Олма-Пресс», 1999.

Д. Коган. Михаил Врубель. – М., Терра – Книжный клуб, 1999.

Третьяковская Галерея

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники


    Русский художник Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) продолжает влиять на умы спустя почти сто лет после ухода в мир иной. Но если при жизни это влияние…


    Испанский модернизм, часто именуемый импрессионизмом по причине связей движения с французскими живописцами рубежа XIX-XX веков, снова становится объектом интереса благодаря новому проекту фонда Aurea Cultura…


    Никас Сафронов – один из самых ярких представителей художественного сообщества современной России. Его творчество вызывает неоднозначные чувства, но каждый проект с его участием сопровождается повышенным…


    Крупный российский художник Николай Наседкин (род. 1954) представил свои нефтяные работы на выставке “Николай Наседкин. Нефть: личная история”, открывшейся в Государственной Третьяковской галерее на Крымском…


Русский музей представляет выставку, посвященную 150-летию со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Это живописные и графические произведения художника, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные в технике майолики, принадлежащие собранию Русского музея.

На выставке будут представлены как хорошо известные зрителю живописные произведения Врубеля: «Гамлет и Офелия» (1884), панно «Утро» (1897), «Богатырь» (1898), «Летящий демон» (1899), «Шестикрылый серафим» (1904), - так и редко экспонируемые графические работы: анатомические штудии, акварели костюмного класса, программы академической поры, многочисленные портреты и автопортреты художника, поздние графические циклы «Бессонница», «Кампанулы», «Раковины», а также последняя работа художника - «Видение пророка Иезекииля» (1906), созданная в трагические годы болезни, сопротивляясь которой, художник продолжал творить. «Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить» (В. Я. Брюсов).

Предполагается с максимальной полнотой показать работы Врубеля, выполненные им в 1890-е годы в технике майолики в керамической мастерской «Абрамцево»: скульптуры, изразцы, блюдо «Садко». Специально для выставки из 130 фрагментов вновь будет собран знаменитый камин «Вольга и Микула» (1899-1900), созданный для Всемирной выставки 1900 года в Париже. Посетители выставки смогут ознакомиться с уникальными архивными материалами из Отдела рукописей Русского музея: фотографиями, письмами, программами концертов, в которых принимала участие Н. И. Забела-Врубель, созданными по эскизам художника. Особый интерес представляют личные вещи художника - раковина, вдохновившая его на создание графического цикла 1904 года, китайский ящик для чая и дорожный подсвечник.

Выставка подготовлена при поддержке ОАО ВНЕШТОРГБАНК и компании «Северсталь».


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции