22.06.2021

Храмы древних египтян. Египетский храм — обитель богов. Эпоха Птолемеев и Римский период


11.01.2017

Храмы Египта — жилища Богов, сооружения возведенные древними египтянами для служения культу. Таинственная сила этих исторических памятников, расположенных на территории Египта, восхищает и подавляет своим величием. Ежегодно миллионы туристов, привлеченные магией и тайнами великой цивилизации, отправляются на африканский континент, чтобы самим попытаться разгадать загадки древних фараонов.

Общая информация

Архитектурные постройки времен Древнего Египта — это величайшее наследие всего человечества. Огромное значение в религиозной жизни древних египтян занимали храмы, которые строились, как дома для многочисленных Богов.

Храм был местом, куда мог войти далеко не каждый египтянин. Здесь религиозные служители выполняли ритуалы поклонения Богам, нацеленные на поддержание хрупкого равновесия во вселенной. До сегодняшних дней сохранились почти все постройки времен Среднего Царства, постепенно разраставшиеся и превращавшиеся в величественные храмовые комплексы. В основном все сооружения, выполненные из нубийского песчаника, расположились в районе верхнего Нила.

Луксорский храм

Недалеко от города Луксор, на правом берегу Нила, расположен прекрасный Луксорский храм. Это величественное сооружение — одно из самых доступных для посещения мест. Оно представляет собой храм 3-х богов: Амона, Мут и Хонсу. Торжественность и монументальность этой постройки воплощает в себе все особенности архитектуры Нового царства.

Луксорский храм, называемый древними египтянами Ипет-Ресит, что переводиться как «Южное святилище», было местом, где устраивались различные праздники и торжества, связанные с религией. Знаменитая аллея сфинксов помнит величественные процессии и роскошные церемонии.

Наиболее удачное для посещения храма время – это вечер. Отсутствие изнуряющей жары, толп туристов и прекрасно организованная система освещения, массивные трапециевидные башни – пилоны, многочисленные колонны и статуи фараонов, заставят почувствовать энергетику и дух давно ушедших времен.

Карнакский храм или храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра это одно из крупнейших храмовых сооружений, построенных в Древнем Египте. Это главное святилище эпохи Нового Царства было известно в те времена под именем Ипет-Иуст. Карнакский храм, расположенный на расстоянии 3-х км от Луксорского храма, граничит с северной частью современного Луксора. Это сооружение было построено для служения культа, посвященного верховному божеству древних Египтян, богу солнца Амону-Ра.

То, что сохранилось от величественного храмового комплекса, самого большого по площади в Древнем Египте, включает в себя постройки посвященные богине- матери Мут, жене Амона-Ра, а также ее сыну лунному богу Хонсу и богу – творцу Пта (Птах). Строительство Карнакского храма продолжалось более 1000 лет. Амон-Ра, стал верховным богом Египта в то время, когда столица царства была перенесена в Фивы, чьим покровителем и был этот египетский бог Солнца.

Храм Амона –Ра был связан с Луксорским храмом при помощи «бесконечной» аллеи сфинксов, по которой во время религиозных праздников и фестивалей, выдвигались пышные процессии, направляющиеся в «южное святилище».

Погребальный храм Рамсеса III

Не менее важным сооружением, возведенным в эпоху Нового царства, является погребальный храм Рамсеса III. Мединет –Абу, так на арабском звучит название этого некрополя. Прекрасно сохранившийся основной храм поражает своими габаритами и заслуживает того, чтобы считаться самым крупным из ныне существующих древнеегипетских храмов. Поистине не постижима его историческая и культурная ценности.

Величественная архитектура этого сооружения, известна благодаря его испещренным иероглифами стенам, рассказывающим об истории победы Рамсеса над Народами моря. Да и вход в храмовый комплекс напоминает о военной славе фараона, создавая впечатление, что здесь построена крепость. Он обрамлен двумя массивными башнями, ширина каждой из которых составляет около 63 метров. На территории комплекса царит особая атмосфера, усиливающаяся еще тем, что в этом месте нет огромного наплыва туристов.

Храм Сети в Абидосе

Одним из важнейших археологических мест Египта является Абидос, где некогда были возведены порядка 10 ныне разрушенных храмов. Исторически Абидос был центром религиозного культа посвященного поклонению царю загробного мира древних египтян – Осирису и его супруге Исиде.

До наших дней неплохо сохранился храм, который начали возводить при фараоне Сети I, и который был законченный при Рамсесе II. Стены храма и его величественные колонны покрыты иероглифами, описывающими священные обряды и ритуалы, посвященные служению главным божествам египетской мифологии. Несмотря на господствующий культ Осириса, на территории храма также расположено святилище, посвященное богу Амону-Ра.

Особым значением в мире археологии является запечатленный на стене этого храма знаменитый список царей Египта, включающий в себя перечисление всех правящих династий фараонов. Ближе к вечеру это место, расположенное вблизи поселения Эль-Араба-эль-Мадфуна, не особо многолюдно. В основном сюда можно добраться, приобретя однодневный автобусный тур. Самостоятельные поездки для посещения храма крайне не рекомендованы, в связи с тем, что эти земли считаются территорией радикальных суннитских организаций.

Храм Исиды в Филах

Древнеегипетская богиня Исис, сестра и жена Осириса, являлась олицетворением женственности и красоты, материнства и супружеской верности. Она была одной из самых почитаемых богинь в египетской мифологии, чей культ также широко распространился за пределами Египетского царства. Изида была почитаема в древних государствах Греции и Риме.

В настоящее время храм Исиды, построенный на острове Филе, перенесен на остров Агилика, расположенный в нескольких сотнях метров выше по течению великого Нила. Этот небольшой, но прекрасный храм был построен, чтобы прославить Великую реку. Он был собран из перевезенных с затопленного Филе блоков.

Храм встречает путешественников своими массивными пилонами, гигантскими башнями, колоннами и постройками. Рядом с храмом расположились украшенная колоннами беседка – это храм Нектанеба I, справа од святилища Исиды расположен поражающий своими пропорциями павильон Траяна, далее возведенный Пталомеем храм богини неба и любви – Хатхор.

Храмы Рамсеса II и Нефертари

В 250 км от Асуана находиться скала Абу-Симбел, известная высеченными в ней храмами фараона Рамсесса II и его супруги царственной Нефертари. Эти храмы являлись также обозначением южной границы Египетского государства. Небольшие по своей величине, эти храмы имеют огромное культурное и историческое значение. Каждая деталь рельефов и многочисленных скульптур была выполнена с высочайшей искусностью, увековечивая труд лучших художников и мастеров того периода. Что делает эти два храма поистине одними из самых прекрасных.

Также как и в случае с храмовым комплексом Исиды, во время строительства Асуанской плотины, храмовые постройки были распилены на блоки и перенесены выше по течению реки, на более удаленное от нее место.

Храм Хора в Эдфу

Грандиозный и величественный храм эпохи Нового царства – это великолепно сохранивщийся храм в городе Эдфу. Он расположен в 100 км от Луксора и сюда можно оправиться, приобретя экскурсионный тур. Эдфу – это также один из пунктов многодневных туристических круизов по реке Нил. Храм Хора огромен по своим размерам, его смело можно поставить на второе место после знаменитого Карнакского храма Амона-Ра. Святилище бога неба и солнца, чьими воплощениями на земле считались фараоны, увенчало закат Древнеегипетской цивилизации.

Величественное сооружение, посвященное сыну Осириса и Исиды, занимает территорию длиной около 140 метров и шириной в 80 м, а высота его массивных пилонов составляет 36 метров. Так же, как большинство построек Древнего Египта стены храма покрыты иероглифами, чье историческое значение для всего человечества просто неоценимо.

Рамессиум

Руины этого некрополя фараона Рамсеса II, способны рассказать об их былом величии. Когда-то этот храм, был окружен стеной из глины и располагался в жилом районе городе. Комплекс состоял из самого храма, павильона фараона и множества мелких построек: небольших мастерских, складов, помещений, где жили строители.

Интересно увидеть остатки грандиозной статуи Рамсеса II, весившей около 1000 тонн. Восстановить картину былого великолепия и масштабность Рамессиума, помогут оставшиеся 29 из 48 колонн, на которых держаться остатки сводов огромного храмового зала. Рамессиум находиться на территории современного Луксора и открыт для посещения туристами.

11.01.2017

Луксорский храм — один из памятников древнейшей египетской цивилизации, находится на месте уже не существующего города Фивы. В древности египтяне называли этот храм «ипут-ресит», что переводится как «южные тайные покои».

Общая информация о Луксорском храме

Построен этот храм на восточном берегу реки Нил. Раньше там находился один из центров египетской цивилизации, Фивы, а ныне это территория города Луксор. Храм располагался в южной части Фив, поэтому и получил название «южных покоев». Конечно, до наших времен памятник сохранился не в первозданном виде, но на некоторых колоннах еще можно увидеть следы первоначальной краски, а в полуразрушенном храме – разглядеть очертания залов. Изначально Луксорский храм был соединен с Карнакским аллеей сфинксов, мощенной каменной аллеей длиной около трех километров, по обеим сторонам которой располагаются сфинксы. Аллея была создана при правлении фараона Нектабена I.

Красота и масштабы Луксорского храма поражают воображение. Он достигает в длину 260 метров. По бокам входа располагаются пилоны высотой более 20 метров и длиной около 70 метров. Первый пилон был воздвигнут при Рамзесе II. Он украшен сценами его побед. В древности по бокам от входа в храм стояли шесть статуй этого фараона. До наших времен сохранились только три из них. Так же у северного входа можно увидеть обелиск. Второй обелиск, который стоял здесь, был увезен во Францию в конце 19 века.

Мохаммед Али, правитель Египта в то время, подарил его Филиппу Луи, французскому королю, который преподнес Мохаммеду в качестве подарка французские часы.

Войдя в храм, вы попадете в перистильный двор, который был создан при Рамзесе втором. Этот двор ведет к колоннаде, возведенной уже при Аменхотепе третьем. Аллея из колонн протянулась на сто метров и состоит из 14 рядов столпов, выполненных в форме папируса. Следом вы попадете в следующую колоннаду, тоже построенную при Аменхотепе – гипостильный зал. Эту колоннаду образуют 32 колонны, которые ведут в святилище храма. Во времена Византийского правительства этот внутренний храм служил для отречения от языческой религии в пользу византийского христианства. Затем, пройдя дальше, можно увидеть самую позднюю из построек – храм Амона, который воздвигнут во времена Византийской империи Александром Македонским.

История Луксорского храма

Луксорский храм относится к постройкам XIV-IX веков до н.э. За свою многотысячелетнюю историю эта постройка пережила и мирные времена, и вражеские нашествия. Основан он был в XIV веке до н.э. фараоном Аменхотепом третьим в эпоху начала Нового царства. Хотя споры по поводу этого до сих пор не утихают. Есть предположение, что начало храма было положено еще в эпоху Среднего царства, об этом гласили надписи на стенах Белого храма.

На протяжении нескольких веков каждый правитель во время своего царствования добавлял пристройки в это величественное здание. Например, во времена правления Хоремхеба и Тутанхамона был добавлен двор, включающий в себя 74 колонны и статуи фараонов. А Рамзес решил оставить наследие и память о себе в виде пилона, который изображал его подвиги в борьбе с хеттами, и северного перистиля.

Храм исполнял свое назначение вплоть до завоевания Египта Александром Македонским. В 320 году до н.э. Александр попытался возродить славу храма времен Аменхотепа. И пока Римская империя господствовала в Египте храмы комплекса стали центром поклонения римскому императору, который объявил себя сыном Амона. Птолемей, полководец Александра, назначенный наместником Египта после смерти Македонского, разрушил прекрасный город Фивы и его храмы в 84 году до н.э.

В VII веке н.э. Египет был завоеван арабами. К этому времени весь храм и его сооружения большей частью были скрыты под слоем речного ила. В ХIII веке на месте храма (а точнее на его вершине) была построена мечеть Абу Хаггаг. Ныне можно увидеть только один из оставшихся минаретов.

В 18-19 веках путешественники делали зарисовки торчащих из-под земли колонн. А в конце 19 века Гастон Мосперо, французский археолог, организовал раскопки храма. Датой открытия храма принято считать 1884 год. Активные раскопки начали проводить только с 1930-х годов. А в 1989 под полом храма нашли 26 статуй. Возможно, что эти священные изваяния были спрятаны священнослужителями, чтобы уберечь от разрушения во время вторжения. Их можно увидеть и по сей день в Луксорском музее. Сейчас туристы могут любоваться храмом, как наследием древних цивилизаций.

Культурное (религиозное) значение Луксорского храма

Храмовый комплекс был посвящен фиванской божественной триаде: Амону-Ра, его жене, богине Мут, и их сыну Хонсу. В древние времена Луксорский храм, построенный на берегу Нила, был соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. Это было очень важным моментом в религии того времени. Ведь именно по этой дороге проходило шествие во время праздника Опет. Этот праздник отмечали каждый год, когда воды Нила становились багровыми и выходили из берегов.

Во время половодья на воду спускали божественную ладью, которая следовала из Карнакского храма до Луксорского и обратно. Эта пышная процессия служила для обновления Бога-царя, равно как и для обновления земель после долгой засухи. Эти празднества проходили на протяжении трех тысяч лет, пока Македонский не захватил Египет. Во времена Византийского правления некоторые залы были превращены в христианские святилища.

Как вы помните из истории Древнего мира, фараоны были посланниками богов, их сила и власть приравнивалась к божественной. Но фараоны не имели связи с богами пока не проходили коронацию. До этого правитель считался простым смертным. Именно Луксорский храм был связующим звеном между царем и богами, он был олицетворением божественной природы власти правителя Египта. Также храм считался символом творения мира.

Текущее состояние Луксорского храма

До нашего времени храм сохранился в отличном состоянии. Еще можно отчетливо увидеть и границы залов и архитектурные строения вплоть, до рисунков на колоннах. Храм в древности многократно реставрировался и реконструировался. А его отличное состояние приписывают огромным слоям земли, которые вырастали вокруг него с течением времени. Единственно, что мы с вами не сможем увидеть высокую ограду, которую, по словам некоторых историков, воздвиг Рамзес. Она скрывала от глаз обычных верующих величественность здания и множество красивых статуй. Но до сих пор проводятся раскопки аллеи сфинксов.

Туристы нескончаемым потоком приезжают на экскурсии в этот храм. Луксор популярен тем, что ранее здесь находился древний египетский город Фивы, оставивший после себя множество архитектурных шедевров. Каждый турист, побывавший в Египте, обязательно должен посетить этот великий памятник архитектуры.

Где находится Луксорский храм, что можно посмотреть рядом

Луксорский храм являлся одной из значимых построек «Города живых» (так называлась часть города, на восточном берегу Нила). Ныне храм находится в центре египетского города Луксора. Очень необычно выглядят руины древней постройки среди современных магазинчиков и зданий. Туристы облюбовали Луксор из-за его богатой древней культуры. Приехав с экскурсией в этот город, вам и одного дня будет мало. Вы можете посетить Луксорский музей, где выставлена коллекция памятников древности. Так же обязательно посмотрите экспозицию недавно найденных статуй у ограды храма.

Многие туристы, посещая Луксорский храм, не проходят мимо Долины Царей («города мертвых»), а так же едут в Карнак увидеть второй прекрасный памятник древности (Карнакский храм).

Как добраться до Луксорского храма

Храм находится в Египте, в центре города Луксор. Экскурсионные автобусы ездят к храму постоянно из разных курортов Египта. Туроператор организует поездки для туристов, и билет на экскурсию можно приобрести в гостинице, в которой вы проживаете.

Заключение

Луксорский музей принимает посетителей с девяти утра до часу дня и с 16.00 до 21.00 (летом с 17 до 22). За вход надо будет заплатить 12 LE. Сам храм работает с семи утра до девяти часов вечера. Здесь за вход с вас возьмут 20 LE. Многие, кто побывал уже на экскурсиях в Луксоре, советуют посетить храм ночью (вечером). Удачно выбранная подсветка покажет это монументальное строение с другой, совершенно удивительной, стороны.

Храмы Древнего Египта: Планы храмов. Святилище. Гипостилъный зал. Передний двор и пилон. Последовательное расширение плана храмов. Перспективный план и общее расположение Карнака. Постройки, связанные с храмом.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака. Храм Сфинкса. Храм Дендера. Мединет-Абу. Южный Храм в Фивах. Луксорский храм. Храм в Эдфу. Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле. Храм Сети в Абидосе. Дейр-эль-Бахри. Элефантинский храм.

Египетская архитектура делится на две четко различимые группы: с одной стороны - жилища, с другой - гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов - глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры.

ХРАМ

План. - Описание Страбона знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) - наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним - зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N- обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся.

Рисунок 42 воспроизводит один из храмов общего архитектурного комплекса Карнака. План предельно прост и четок. Нарастание эффектов достигается простейшими приемами. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком.

Святилище. - Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. В египетском храме нет огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ - ковчег, священная ладья и жертвенный стол.

Встречаются святилища, высеченные из цельного гранита. В Карнаке коридор отделяет святилище от окружающих помещений. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника (рисунок 43 ). Двойное перекрытие разделяется, таким образом, воздушной прослойкой, защищающей внутреннее помещение от колебаний наружной температуры.

Гипостилъный зал. - Все искусство зодчего раскрыто в архитектуре гипостильных зал, расположенных перед святилищем. Площадь гипостильного зала Карнакского храма (рисунки 44 и 45 ) равняется половине двора Лувра. Перекрытие такого большого пространства не представляло особых трудностей благодаря множеству колонн, делящих его на узкие пролеты. Вопрос заключался лишь в том, как осветить это помещение.

В стенах никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных (рисунок 44 ), благодаря чему свет проникал в промежутки между двумя уровнями плафона. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Эти отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса . В Рамессеуме вертикальные отдушины на некотором расстоянии друг от друга устроены в самых плитах террасы кровли. Впрочем, возможно, что эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Примечание:

Центральные ряды колонн обычно имеют капитель в форме распустившегося цветка лотоса, а остальные сохраняют архаическую форму бутона. Фасад, замыкающий наос и служащий входом в него, в течение разных эпох подвергался наибольшим изменениям.

Рис. 44

Рис. 45

Рис. 46

В эпоху фиванских династий фасад представляет собой просто стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутренность храма. Впрочем, есть много исключений из этого правила. Так, в Аб-дель-Гурке, начиная с XVIII династии, гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены.

Позднее этот конструктивный прием начинает преобладать, и ко времени развития отношений между Египтом и греческим миром фасад наоса в виде колоннады становится обычным и переходит из Египта в Грецию (рисунок 46 ).

Рисунок 46 воспроизводит сравнительно поздний храм Дендера. Замыкающая стена не доходит доверху и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Тот же прием мы видим в Филе, в Эснехе и т. д.

Очень часто гипостильный зал представляет собой перекрытый впоследствии двор. В этом случае фасадом наоса служит пилон.

Передний двор и пилон. - Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47 ) с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48 .

Примечание: Мачты с вымпелами украшали наружный фасад пилонов и располагались обычно симметрично по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

По бокам дверного портала высятся обелиски - коммеморативные стелы с именами основателя.

Примечание: Возникновение формы обелиска восходит к V династии эпохи Древнего царства (середина третьего тысячелетия до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I-20 м и т. д.

Наконец двойной ряд овнов и сфинксов завершают грандиозную композицию.

Примечание: Самая длинная аллея сфинксов с головами овнов соединяет Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292-1225 гг.).

Последовательное расширение плана храмов. - Египетский храм никогда не являлся вполне законченным целым. В описанном выше храме каждый из последующих фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. При таком постепенном разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Рисунок 49, S изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон.

На рисунке 49, М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором - еще один двор, позднейшей постройки.

На рисунке 49, Е (Эдфу) мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой, характерной для эпохи Птолемеев.

На рисунке 51 изображены рядом планы двух величайших храмов в Египте, а может быть, и во всем мире. Места последовательных пристроек отмечены штриховкой.

План L показывает Луксорский храм с его пристройками и неправильными очертаниями.

М - первоначальное святилище с примыкающими к нему двумя гипостильными залами; к ним пристроен третий, за которым расположен открытый двор с пилоном. Перед пилоном Р, который некоторое время служил фасадом храма, тянется продолговатая галерея Q, вероятно представляющая недостроенный гипостильный зал.

Перед этим незаконченным залом помещается двор R, неправильная четырехугольная форма которого обусловливается близостью нильского русла. Дальше - второй пилон S, два обелиска и аллея овнов. Последний двор построен Рамсесом II.

Рисунок 50 представляет перспективный план Карнака . Общее расположение его масс показано на рисунке 51, К . Карнак - в действительности еще более сложное сооружение и подвергался еще большим перестройкам.

Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии. Последующие пристройки принадлежат к эпохе великих Ливанских династий. Хотя каждая часть храма и носит имя основателя, тем не менее этой хронологии доверять нельзя, так как фараоны имели обыкновение стирать имена своих предшественников и заменять их своими именами.

Первоначальные части храма расположены вокруг гранитных зал А, которые являются остатками или воспроизведением древнего святилища. Первоначальный храм не имел пилона, который впервые был сооружен Тутмосом I (XVIII династия) (пилон а). Тот же Тутмос I построил впереди этого пилона второй, более монументальный пилон В, а затем - еще более великолепный, третий пилон С.

Между пилонами В и С первоначально был расположен двор, украшенный двумя обелисками в честь царицы Хатшепсут, правившей во время малолетства Тутмоса III. Пространство между пилонами В и С было позднее обращено в гипостильный зал, и обелиски были скрыты массивами колонн. Новые сооружения окружили первоначальные постройки. Тутмос III обнес все пространство новой стеной, создал новый фасад и пристроил в Т портик.

Аменхотеп III пристроил к храму четвертый пилон D, Рамсес I возвел еще один пилон F. Сети I перестроил двор Е, находившийся между двумя этими пилонами, в гипостильный зал. Создание этого грандиознейшего в мире произведения архитектуры связано с именами Сети I и его наследника Рамсеса II. Ширина этого зала более 100 м, высота 23 м, толщина колонн равняется толщине Вандомской колонны.

Перед этим гипостильным залом расположен еще один передний двор G. Этот двор и замыкающий его пилон были последними по времени постройками Карнакского храма и принадлежат Шешонку, фараону XXII династии. Двор этот относится к X в. до н. э. (за 100 лет до постройки Иерусалимского храма и за 500 лет до Парфенона). В него включено несколько более древних святилищ. Между ними - храм К. план которого приводится на рисунке 42 .

Чтобы получить полное представление о Карнаке, надо себе представить, что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским.

К этим гигантским храмам можно отнести Рамессеум , построенный Рамсесом II, Мединет-Абу - постройку Рамсеса III, Филэ, Эснех, который был основан в глубокой древности, но от которого до нас дошла лишь архитектура эпохи Птолемеев и римского владычества. Все эти храмы создавались таким же образом, как и Карнакский.

Другие типы храмов. - Подобный способ расширения храмовых построек был возможен только на плоской равнине и не всегда был осуществим на всем протяжении узкой долины реки Нила. В Эфиопии храмы Ибсамбула, Бэт-эль-Уали, Герф-Госсейн вырублены в склонах скал. Рисунок 52 представляет план и разрез храма Рамсеса II в Ибсамбуле с колоссами, высеченными в массиве скалы.

В Абидосе храм Сети I (рисунок 53, А ) развертывается в долине, пока ось его не достигает горы. Здесь она поворачивает под прямым углом, и задняя часть храма располагается вдоль подножия горы.

План Дейр-эль-Бахри В занимает промежуточное положение между абидосским и ибсамбульским, а именно - одна часть его расположена снаружи, и другая внутри скал.

В Дейр-эль-Бахри следует отметить еще одну особенность: этот храм расположен на поднимающихся уступами террасах. По-видимому, это единственный из египетских храмов, в котором сохранились в одном из дворов следы жертвенника. Храм этот относится к эпохе первых сношений Египта с Месопотамией, и возникает предположение, не был ли он построен под влиянием зиккурат. Так или иначе, Дейр-эль-Бахри выпадает из обычного типа египетских храмов.

Примечание: Полупещерныи храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, представляя собой иной архитектурный тип по сравнению, например, с большими храмами в Луксоре и Карнаке, имеет, однако, с ними и некоторые аналогии. Насколько представляется возможным реконструировать храм Ментухотепов Среднего царства, надо признать здесь ряд сходных, черт с упомянутым храмом Нового царства.

Что касается небольших храмов, то их планы довольно различны. Самый древний из всех - храм Сфинкса, построенный в виде буквы Т. Изящный план Элефантинского храма (рисунок 54 ), представляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Постройки, связанные с храмом. - К постройкам, связанным с храмом, относятся прежде всего служебные постройки, сгруппированные около святилища. Центром таких пристроек часто служит двор, расположенный позади святилища.

В Дендера в разрушенных стенах были найдены тайники, где могли сохраняться от воров предметы культа. Затем идут строения, предназначавшиеся, по-видимому, для школ, наподобие медрессе при мусульманских мечетях.

И, наконец, необходимые в эпоху, когда деньги еще не были известны, - склады для жертвоприношений и податей, уплачиваемых натурой. Целый квартал позади Рамессеума занят длинными галереями, тесно прилегающими друг к другу и перекрытыми коробовыми сводами. В этих кладовых собирались приношения. Храм представлял собой целый город с жилищами жрецов и сокровищницами, в которых хранились его богатства. Все строения были обнесены кирпичной стеной, придававшей храму вид крепости.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

После нескольких коротких поездок в Египет , я решил съездить туда на два месяца, с единственной целью глубоко погрузиться в историю Древнего Египта и посетить значимые места Среднего и Нового царств. Собственно, от Древнего царства не осталось практически ничего, кроме величественных пирамид плато Гиза , а также пирамид Саккары и Дашхура. Великий некогда город Мемфис , с огромными храмами, в то время религиозный и административный центр древнеегипетской цивилизации, вокруг которого и строились сохранившиеся погребальные пирамиды фараонов, был несколько раз до основания разрушен. Сейчас на его месте можно найти только маленькую арабскую деревню в несколько дворов.

Величие сохранившихся пирамид Старого царства нисколько не умаляет тот факт, что основной религиозный и культурный расцвет Древнего Египта пришелся на Среднее и Новое царство. Это было время невероятного расцвета древнеегипетской государственности, религиозного и жреческого культов, пик развития искусств и архитектуры. Именно в Новом царстве, во времена правления поздних древних династий фараонов были построены и завершены все древнеегипетские храмы, в том виде, в котором мы их сейчас видим. Из Мемфиса религиозная и культовая столица Древнего Египта была перенесена в Фивы (современный Луксор), на юг, где в скалах стали высекаться подземные заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближенных, а на земле строились величественные, грандиозные храмы и храмовые комплексы — культовые сооружения, которые несли функцию поклонения богам древнеегипетского пантеона, и являлись центрами власти жреческого культа.

Храмы рассматривались как дома для фараонов и, чаще, богов, которым они были посвящены. В них жрецы проводили всевозможные религиозные ритуалы, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса и поддержание божественного порядка вселенной. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян.

Храмы выстраивались последовательно, и то, что было небольшим святилищем во времена Среднего царства, превращалось в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве. Почти все из этих построек хорошо сохранились, за исключением Рамессеума, поминального храма фараона Рамзеса II, который лежит в руинах. Однако по развалинам можно увидеть, что когда-то, и он был грандиозным сооружением. Все остальные крупные архитектурные творения Среднего и Нового царств, в соответствие с общепринятой классификацией, можно разделить на 9 групп отдельно стоящих храмов или храмовых комплексов. Все они находятся на берегах верхнего Нила, и строились и реставрировались из нубийского песчаного камня, крепкой древней карстовой песчаной породы континентального происхождения времен Палеозоя и Мезозоя.

Для их полного осмотра удобнее всего остановиться в Луксоре и Асуане, и оттуда совершать экспедиционные выезды. По времени это может занять от одной недели до нескольких недель, в случае детального подхода. На сайте доступно около тысячи фотографий, которые остались у меня после моего эпического двухмесячного пребывания на берегах Нила, в Луксоре и Асуане. Когда-то в детстве я и представить себе не мог, что когда-то у меня будет возможность просто так пожить пару месяцев на берегах реки Нил для удовлетворения исследовательского интереса и любопытства к этим огромным постройкам.

Луксорский храм

Карнакский храм (храм Амона-Ра)

Храм Хатшепсут

Хорошо сохранившийся храм женщины-царицы-фараона Хатшепсут, которая воздвигла множество памятников по всему Египту. При жизни отца Хатшепсут стала "супругой Бога" — верховной жрицей фиванского бога Амона. Силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные круги египетского жречества, именно поэтому власть ее была сильна. Правление Хатшепсут ознаменовало небывалое процветание и возвышение Египта.

Храм Сети в Абидосе

Это, пожалуй, самый мистический и самый атмосферный египетский храм, как в силу своего архитектурного исполнения и назначения, так и в силу труднодоступности для обычного туриста. Считается, что Абидос — одно из важнейших археологических мест Древнего Египта. В Абидосе было построено до десяти храмов, но все они были разрушены. С самых ранних времен Абидос был важным центром культа Осириса и его жены Исиды. Осирис — царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Хорошо сохранился храм, построенный Сети I, над которым и внутри которого витает воздух тайны и древнеегипетских мистерий. Пребывание внутри оставляет самые мистические и благоговейные ощущения, особенно если время ближе к вечеру, и кроме вас здесь никого уже нет. Храм потрясает своей атмосферой и высочайшего уровня рельефами, сохранившими свой оригинальный цвет. Справа от него находились святилища Абидосской триады: Осириса, Исиды и Хора. В этом храме были найдены и хорошо сохранились рельефные росписи на стенах, в том числе Абидосский список царей, знаменитый список фараонских династий, который внес значительный вклад в изучение и понимание Древнего Египта.

Храм находится близ арабской деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, в сотне километров на север от Дендеры и Кены. Сюда обычно добираются на дневных автобусных турах из Луксора, но попробуйте добраться сюда своим ходом, на общественном транспорте, и вы получите кучу приключений на свою голову, которые вы никогда не забудете. Это земли радикальных суннитских общин, и туристам здесь положено передвигаться только в сопровождении полицейского. Я добирался сюда на электричке из исламского города Кена. Потом, на станции, попробовал взять такси до конечного места, но отвезли меня в местный полицейский участок, где полчаса вели дружескую беседу, а после отправили с каким-то таксистом бесплатно до самого храма.

Храм Хатхор в Дендере

Храм Хатхор в Дендере , являющийся основной частью храмового комплекса в Дендере — один из хорошо сохранившихся поздних храмов Древнего Египта. Был возведен из песчаника, имеет 80 метров в основании. Внутри находится огромный гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены. На крыше храма были святилища Осириса, в одном из которых были обнаружены уникальный зодиак и солнечный диск.

Хатхор, или Хатор (небо) — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты и веселья. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

Храм находится на западной границе города Кена, в 70 километрах к северу от Луксора. Можно добраться на электричке и такси, но большинство приезжают в составе туристических автобусных туров. Я останавливался в Кене на два дня, в отеле рядом с железнодорожной станцией. Сам город очень радикально-исламский. Туристы в нем практически (или вообще?) отсутствуют. Стоит пройти по улице несколько сот метров от отеля, и на тебя начинают все таращиться как на ходячий столб — чувствуешь себя очень некомфортно. Выдавала одежда, а не лицо. Можно вообразить, что этот город — оплот радикального египетского джихадизма и такфиризма, поставляющий идеологические кадры и имамов в Каир, на север, и смертников, в Луксор, на юг.

Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды , существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.

Храм Хора в Эдфу

Храм Хора в Эдфу — один из лучших и величественных храмов Нового царства, который однозначно стоит посетить. Храм поражает грандиозным размером и пропорциями. По размерам это второй храм после Карнака, но при этом сохранился он в гораздо лучшей степени, благодаря более поздним срокам строительства — он строился уже на закате древнеегипетской цивилизации. Забавно наблюдать, как редкие люди теряются как букашки на фоне грандиозного первого пилона храма. Строение имеет 137 метров в длину и 80 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров.

Хор — бог неба, царственности и солнца. В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, и человека с головой сокола. Он был также Хором-Ра. Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и женой Хатхор. Рельефы этого храма имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов позднего времени.

Храм раскинулся на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора, в черте вальяжно расслабленного и очень жаркого египетского города Эдфу. В Эдфу останавливаются круизные корабли, и это один из лучших способов увидеть этот храм. Что может быть лучше классического многодневного de-luxe круиза по Нилу с остановками? Сюда также можно добраться в составе тура из Луксора, а особо горячие головы, как я, могут попробовать приехать сюда на поезде, а потом пройти несколько километров пешком, через мост, и дальше в город. Правда, будьте готовы к удивленным взглядам полицейского кордона на мосту. С моста открываются широкие виды на Нил, город, и пустыню вокруг.

Храм Абу-Симбел (храмы Рамзеса II и Нефертари)

Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма времен правления Рамзеса II. Храмы были построены в 250 километрах к югу от Асуана в назидание жителям Нубии и для обозначения южной границы древнеегипетского государства, а также как вечный монумент фараону Рамзесу II и его жене, царице Нефертари.

По размеру эти храмы самые маленькие из всех рассмотренных здесь, но качество, детальность, искусность исполнения, а также художественная ценность скульптур и рельефов внутри и снаружи этих храмов очень высока. Это одни из самых красивых храмов Нового царства. Внутри этих храмов работали одни из самых лучших художников династии Рамзеса II, создав бессмертие для себя и своего фараона. Чтобы спасти от затопления после строительства Асуанской плотины, в 1965 году храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн, перенесены на новое место, в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки, и собраны заново.

Добраться сюда можно только из Асуана на туристическом или собственном автотранспорте. Комфортабельный, кондиционированный микроавтобус, рассекая плотную сухую жару в 45 градусов, домчит вас сюда за 4 часа. Место невероятно тихое, пустынное и почти сказочное, напоминающее место из снов — на самом берегу широкого водохранилища Насер, где голубая гладь воды практически сливается с грядой далеких холмов песочного камня и небом над ними.

Луксор и Асуан

Все эти храмы были осмотрены мною, пока я пребывал в Луксоре и Асуане . Сами города невероятно приятны и расслаблены, особенно Асуан. Считается что, луксорские местные жители испорчены двухсотлетней историей непрерывного туризма и паломничества на эти земли. Считается что Луксор — город в мире, с максимальной концентрацией присутствия в нем разного рода мошенников и обманщиков, охотящихся на туристов. Да, это так. Но нетрудно научиться их игнорировать. Явного криминала я не встретил. Если вы посмотрели в глаза и поздоровались с мошенником, вы уже проиграли. Избегать контакта с посторонними нужно еще на стадии контакта глазами, то есть попросту игнорировать даже приветствия от незнакомых людей. И тогда в Луксоре можно жить неделями, в том числе каждый вечер приходить на центральную площадь и наблюдать обычную жизнь и обычных людей, не мошенников.

Самое прекрасное в этих городах не столько сами города, сколько западный берег Нила в этих местах: легендарные Фивы и плато Тебеса в Люксоре, великолепная холмистая нубийская пустыня в Асуане. Ну и, конечно, сам Нил , медленный и широкий, делает пребывание в этих местах таким неторопливым и просто сказочным, запоминающимся на всю жизнь.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции