02.12.2021

Фефелов андрей александрович биография. Андрей Фефелов: «Русский мир — это вся вселенная, плацдарм для Преображения мира. Личная жизнь и увлечения Александра Проханова


"Мы видели, как в окруженный со всех сторон Донецк начали заходить карательные отряды. Они начали двигаться на вокзалы и в другие точки города, возникли боевые действия, снайперский огонь, и город моментально опустел. Я помню зловещий закат над Донецком, желтый и густеющий город, как будто оттуда уходит внутренняя энергия, он становится мертвым - закрываются окна, закрываются подъезды, транспорт перестает ходить, и ты понимаешь, что сейчас начнут городские бои". О своей поездке в оккупированный хунтой Донбасс Накануне.RU рассказал главный редактор интернет-канала "День", журналист, сын писателя Александра Проханова Андрей Фефелов.

Вопрос: Вы недавно прибыли из Донбасса, какое самое яркое впечатление от поездки осталось?

Андрей Фефелов: Когда мы прибыли в Новороссию, это новое союзное государство только-только у нас на глазах было объявлено. В этот день и в этот час родился формат новой страны - Новороссии, и все этому очень воодушевились. Хотя, совершенно непонятно, почему, ведь никто даже не говорит, что такое Новороссия, никто не знает, что будет находиться под этой вывеской, но почему-то все себе представляют какие-то утопические картины. Тема Новороссии еще не сформулирована, еще не заявлена, а она уже представляет собой некое пространство для мифа, и каждый это пространство наполняет собственным содержанием.

Коммунисты считают, что это будет страна обетованная общего равенства, люди православного мировоззрения говорят, что это будет страна православных порядков, где не будет места разврату, абортам и массмедийной культуре, люди, которые грезят научно-техническим прогрессом, говорят, что Новороссия - это будет великий полигон для оттачивания новых потрясающих технологий. Так и складывается этот миф из осколков нашего сознания, самых прекрасных, самых лучших чаяний. Так что, Новороссия - это пространство мечты.

Вопрос: Что происходит на улицах городов? Играют ли дети на улицах или прячутся все по домам?

Андрей Фефелов : Сейчас это не тотальная война - это не Сталинград. И в Дамаске во время кризиса в центре города пили кофе, а в соседнем квартале шли бои - и это нормально, так бывает. Так и центр Донецка, если не заходить за определенную зону, выглядит как обычный южный город, и там идет обычная жизнь. Другое дело, что есть дни и часы, когда все меняется. Мы видели, как в окруженный со всех сторон Донецк начали заходить карательные отряды. Они начали двигаться на вокзалы и в другие точки города, стали возникать боевые действия, снайперский огонь, и город моментально опустел. Я помню зловещий закат над Донецком, желтый и густеющий город, как будто оттуда уходит внутренняя энергия, он становится мертвым - закрываются окна, закрываются подъезды, транспорт перестает ходить, и ты понимаешь, что сейчас начнут городские бои.

Что же касается здания администрации, то оно действительно обложено мешками и мотками колючей проволоки, но это, в основном, революционные декорации. Я не думаю, что в условиях реальных боев эти мешки позволят защищать административные здания. Однако, символика сопротивления, флаги, блокпосты - это тоже очень важно, они имеют, пусть не военное, но какое-то политическое, символическое значение.

Вопрос: Каково расстояние между ополченцами и украинскими военными? Насколько нам известно, срочники - это те же донбассовцы.

Андрей Фефелов : Есть разница между украинской армией и террористическими подразделениями, которые вводятся на территорию Донбасса "Правым сектором" и национальной гвардией. Ополченцы говорят, что украинская армия - это наши дети, срочники, и когда захватывается казарма, этих срочников не берут в плен, не записывают в силы обороны, а сажают на поезд и отправляют домой. Что с ними дальше происходит - я не знаю, но подозреваю, что их снова мобилизуют и снова бросят на Донбасс.

С другой стороны, мы видим расправу над ранеными в госпитале в Красном Лимане. Этот градус ненависти и взаимных претензий нарастает. К сожалению, это логика гражданской войны. Какие бы события ни происходили, какие бы Путин ни заключал договоренности, кого бы ни поздравлял патриарх Кирилл, ситуация будет продолжаться - слишком много в ней заключено сил, пролито крови и слез.

Вопрос: А как распределены фронты? Намного ли больше территорий захвачено хунтой?

Андрей Фефелов: Там сейчас нет такого понятия, как фронты. Весь Донбасс находится под ударом. Там чересполосица - здесь подразделения "Правого сектора", там какие-то части украинской армии, неизвестно чей приказ выполняющей, здесь летают самолеты. И как только ополчение покушается на определенные структуры - финансовую систему, границу, транспортную систему, коммуникационную линию, тут же хунта делает очень яростные шаги по блокировке этих усилий. И все у нас еще впереди, поскольку до инаугурации еще пара дней, и за это время могут произойти фантастические вещи, поскольку новый президент сделал заявление, что инаугурация будет проходить в Донецке. Это заявление потрясающе! Он поставил на кон свою шоколадную репутацию - если ему не удастся это сделать, то кто же он такой? А если сделает путем бомбардировок, жертв и уничтожения, в том числе и мирного населения, то что же он, глава племени дикарей, будет на кровавых улицах свою инаугурацию отмечать среди черепов, среди кольев для того, чтобы утвердиться как президент новой единой Украины? О чем они вообще там думают в Киеве?

Вопрос : Накануне представители ДНР приезжали с визитом в Госдуму, где заявляли о необходимости перехода экономики республики на российский рубль…

Андрей Фефелов : Демарш в Госдуме связан с признанием этих республик Россией, и это признание пока что, на мой взгляд, невозможно. Однако в ДНР, я думаю, будет создана отдельная финансовая система, как она была создана когда-то в Приднестровье. Пример Приднестровья не вдохновляющий для жителей Донбасса, это пример людей, которые находятся в некой блокаде, но у Донбасса-то будет Россия. Грубо говоря, из Донбасса получится Приднестровье, но с гораздо лучшими стартовыми условиями.

Вопрос: Как Вы расцениваете то, что Путин до сих пор не признал ДНР?

Андрей Фефелов: Говорить о стратегии Путина мне очень сложно, поскольку он включает и другие факторы, о которых я, может быть, не осведомлен. Например, у него скоро будет встреча с представителями западных держав и, очевидно, ему будет предъявлен некий тайный ультиматум. Как он будет реагировать на этот ультиматум, на эти угрозы? Это его личный выбор, как политика, и я думаю, ему хватит и опыта, и мужества сделать правильный выбор. Это по-обывательски - рассуждать, что президент должен то сделать или это, здесь вопрос его личной судьбы, потому что то, что он решает сейчас на Украине, касается не только всего нашего общества, но и лично его судьбы. Однако то, что Россия все больше и больше будет включаться в этот процесс, - в этом я уверен.

Вопрос: Как реагируют жители Донбасса на молчание официальной Москвы?

Андрей Фефелов : Конечно, это создает фон неопределенности, поскольку огромное количество надежды было на то, что Россия, как в случае с Крымом, возьмет и заберет территории себе, возьмет их на содержание, обеспечит безопасность, выгонит оттуда "Правый сектор", создаст условия для нормальной жизни. Но этого не случилось, поэтому люди находятся в тревоге. Однако власти ДНР и ЛНР намекают на то, что поддержка России придет, и это является частью идеологического фона. Однако, в случае признания независимости республик их тоже ждет близкое взаимодействие с Россией, и тут тоже надо объяснить людям, что "вы пока будете находиться в подвешенном состоянии, но это не будет длиться вечно. В конце концов, Россия вас признает, а пока вы будете пользоваться российскими паспортами, чтобы выезжать за границу, как и большинство жителей Приднестровья".

Вопрос: Что касается СМИ, часто можно услышать о том, что наше телевидение якобы преувеличивает, говоря о том, что творится в Донбассе.

Андрей Фефелов : Телевидение - это всегда некое увеличительное стекло, потому что оно рассматривает одно локальное событие, и на него устремляет все мировое внимание. И меня всегда поражало, что о неком локальном событии на соседней улице могут даже не слышать, но зато весь мир его может обсуждать. Это нормально. Однако, я могу сказать, что общий тон российских каналов отвечает представлениям населения, это не входит в диссонанс с представлениями людей. Там и украинские каналы сутками работают, но к ним у местного населения, конечно же, совсем другое отношение.

Вопрос: Нам отсюда кажется, что все в Донецке побросали работу и пошли в ополчение. Так ли это?

Андрей Фефелов: Донецк миллионный город, а в ополчение пошло около 4 тыс. человек. Конечно же, если бы все мужчины пошли воевать, то там бы и Киев взяли и Ивано-Франковск. Но этого не происходит, потому что есть обыватели, люди другого склада, нет вовлеченности на уровне будущего "если мы сегодня не придем, завтра нас убьют". Люди еще не очень осознали происходящее. Время тотальной войны, как во времена Гитлера, пока, слава богу, не наступило. Да и надо понимать, что во время Великой Отечественной войны не все пошли в партизаны.

Александр Андреевич Проханов — известный советский и российский писатель. Александр Андреевич — политический и общественный деятель. Он член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982).

Ранние годы и образование Александра Проханова

Как сообщается в биографии Александра Проханова в Википедии, его предки, молокане, ушли из Тамбовщины и Саратовской губернии в Закавказье. Его дед Александр Степанович Проханов был молоканским богословом и приходился родным братом Ивану Степановичу Проханову , — основателю и руководителю Всероссийского союза евангельских христиан (1911−1931) и вице-президенту Всемирного баптистского альянса (1911−1928). Дядя А.А. Проханова, учёный-ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С. Проханова, был репрессирован, но затем освобождён.

В 2013 году, давая интервью «Русскому вестнику», Александр Андреевич Проханов рассказывал о своем детстве:

«…родившись 26 февраля 38 года, через три недели вернулся в Москву, где проживали мои родители. Поехали рожать в Тифлис, потому что это родовой город моих пращуров-молокан. Там были молоканские слободы, и моя бабка решила, что рожать меня нужно в тепле, а не в лютой февральской Москве. Там я и родился в доме, который принадлежал моему прадеду Титу Алексеевичу Фефелову , который он купил, разбогатев на Военно-грузинской дороге, где он был ямщиком — гонял тройки, держал ямы. Туда он буквально спустился с гор — из молоканских деревень, из Ивановки — и сел на облучок. А тогда шли непрерывные русско-турецкие войны, и всё время требовалось перевозить фураж, офицеров, всевозможные грамоты, депутации. Однажды он вёз Великого князя и так ловко его промчал, и так ловко его забавлял по дороге — уж не знаю чем: может, песни пел или рассказывал всякие истории — что, когда он догнал свою тройку до Тифлиса, Великий князь подарил ему перстень: изумруд, окружённый небольшими бриллиантами. Этот перстень до сих пор находится у меня в семье: это моя семейная реликвия».

Александр Проханов учился в московской школе № 204. И опять, вспоминая школьные годы, Александр Андреевич рассказывал :

— Моя школа № 204 находилась около Минаевского рынка и Миусского кладбища. Она была построена на месте огромного кладбища при монастыре, который назывался «Всех скорбящих Радость», или Скорбященский монастырь. Когда мы сажали дерева, рыли ямы на нашей территории, вдруг проваливались в склепы, в могилы, а из этих могил на нас смотрели скелеты: некоторые — с золотыми коронками, были чиновничьи пуговицы с орлами и иногда даже ордена. И однажды, по-моему, в седьмом классе, строя футбольное поле и вырывая ямы для ворот — для штанг, мы отыскали череп и, достав его, мы, естественно, решили поиграть им в футбол. И мы гоняли этот череп с воплями и ахами, а потом он куда-то делся. Кажется, опять закопали в ту яму, куда вогнали эту штангу.

Спустя много лет, когда я увлёкся Николаем Фёдоровым и стал искать на плане кладбища местонахождение его могилы, она, как мне показалось, практически совпала с расположением той ямы, откуда мы вытащили череп. И, наверное, это было не так, наверное, это был другой череп, а, может, и тот же самый. И, может быть, я семиклассником гонял в футбол черепом нашего мистика Николая Фёдорова, чьё учение я очень остро воспринял и до сих пор считаю себя его учеником. Весь этот русский космизм в его развитии для меня ассоциируется с Фёдоровым — с его идеей о воскрешении из мёртвых, с Федоровским учением о кладбищах. И я, таким образом, своеобразно воспринял учение о кладбищах. Таким образом, я, наверное, «пытался воскресить» Фёдорова. И он меня извинил, потому что всё остальное время под этой луной я посвятил идее преодоления смерти — воскрешению, будь то страны, эры, эпохи, милые моему сердцу люди, ближние, предметы, книги и тексты.

После школы Александр Проханов поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1960 году. Но проработав два года инженером, Александр почувствовал, что это занятие не для него.

Два года — с 1962 по 1964 — Александр Андреевич был лесником в Карелии, водил экскурсии в Хибины и участвовал в раскопках в Туве. Тогда же познакомился с творчеством Владимира Набокова и Андрея Платонова .

Как утверждал Проханов, в нем «бродили гуманитарные энергии». Круто изменив свою жизнь, Александр Андреевич считает, что это был «радикальный» поступок: «В моей жизни такой поступок был повторен, может, только ещё один раз — в период перестройки, когда я выбрал такую радикальную тотальную оппозицию Горбачёву и сломал все предшествующие отношения. Два раза я ломал таким образом свою жизнь».

Карьере Александра Проханова в журналистике

Вернувшись в цивилизацию, Александр Андреевич Проханов, как он говорил, ощущал себя наполовину диссидентом. Он посещал эзотерические кружки, которые фактически находились в тотальной конфронтации с реальностью, со строем государства.

Александр Проханов начал печататься в 1962 году, рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Смене», «Семье и школе», «Сельской молодежи».

С 1968 года Проханов начал работать в газете «Литературная Россия» на постоянной основе и почти сразу же молодого журналиста послали на остров Даманский. В биографии Александра Проханова говорится, что он первым в 1969 году описал в репортаже события на Даманском во время советско-китайского пограничного конфликта.

Александр Андреевич Проханов вспоминал, как он был потрясен такими внезапными переменами в своей жизни: «…Даманский бой заставил меня переосмыслить всё: историю, мою роль. Тогда я впервые почувствовал величие и трагизм государства. Тогда говорили о возможной большой войне Советского Союза и Китая. И я встроился в эту железную струю государственной идеологии. Потом много лет носился по заводам, стройкам, рудникам от Северного полюса до Южного, потом оседлал советскую атомную триаду: походы на лодках в Антарктику, полёты над полюсом, барражирование с мобильными ракетными системами, семипалатинский взрыв. Потом — многократные поездки в Афганистан. Горячие точки, практически все войны, которые вела Красная империя перед тем, как пасть, это были мои войны. Все континенты: Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Кампучия, Никарагуа, Афганистан. Потом эти войны как-то совершенно логично перетекли в войны на территории моей страны. И тоже практически все: Карабах, Приднестровье, Абхазия. Все эти бесчисленные драмы, эти две революции: одна революция 1991 года, или контрреволюция, и восстание 1993 года, две Чеченские войны — и вот так я докатился до этих дней — не знаю, когда они оборвутся. Живу такой бешеной жизнью».

В 1972 году Александр Андреевич Проханов был принят в Союз писателей СССР. В 1985 году Проханов стал секретарем Союза писателей РСФСР.

С 1986 года Александр Андреевич активно публиковался в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете». С 1989 по 1991 год Проханов работал главным редактором журнала «Советская литература». Являлся членом редколлегии журнала «Советский воин». В КПСС не состоял.

В 1990—1993 году Александр Андреевич Проханов был главным редактором собственной газеты «День».

Приход Александра Проханова в политику

Когда в 1986 году Александр Проханов увидел, что его государство олицетворено Горбачёвым, он порвал с ним радикально и стал политическим деятелем, опубликовав резкую антиперестроечную статью «Трагедия централизма». Вокруг Александра Проханова, как он сказал, «завертелись вихри — и враждебные, и дружественные, и это сделало меня другим человеком».

В 1990 году Александр Проханов подписал «Письмо 74» *.

В декабре 1990 Александр Андреевич Проханов создал газету «День», стал ее главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета «День» была одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов, но была запрещена Министерством юстиции после октябрьских событий 1993 года. В газете «День» антиконституционные действия президента Ельцина назывались государственным переворотом

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Александр Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча Александр Андреевич был на стороне ГКЧП.

На президентских выборах 1996 года Александр Андреевич Проханов поддерживал кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова .

В июле 2012 года Владимир Путин издал указ, в котором утвердил членов Совета по общественному телевидению. Проханов был включен в его состав.

Александр Андреевич Проханов — председатель и один из учредителей Изборского клуба — сообщества экспертов, изучающих внутреннюю и внешнюю политику России. Александр Проханов — член Общественного совета при министерстве обороны РФ, является также заместителем председателя этого Совета.

Александр Андреевич стал соучредителем Международной литературно-медийной премии имени Олеся Бузины .

Александр Проханов награжден орденами Трудового Красного знамени, Дружбы народов, Знак Почета, отличительным знаком «За службу на Кавказе».

Книги Александра Проханова

В 1971 году Александр Андреевич Проханов опубликовал первую книгу «Иду в путь мой» о русской деревне. Ее проблемам Проханов посвятил и книгу «Неопалимый цвет» (1972).

В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все — 1974), «Огненная купель» (1975). В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов Александра Проханова «Желтеет трава».

В 1975 году был опубликован первый роман писателя Проханова «Кочующая роза», посвященный его впечатлениям от поездок по Дальнему Востоку и Сибири. Затем вышли книги Александра Проханова: «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981).

По мотивам одноименного романа Александра Проханова в 1983 году режиссером Анатолием Граником был снят двухсерийный художественный фильм-мелодрама «Место действия», поставленный на киностудии «Ленфильм».

В начале 1980-х годов Александр Андреевич Проханов обратился к жанру военно-политического романа, написал романы: «Дерево в центре Кабула» (1982), «В островах охотник…» (1983), «Африканист» (1984), «И вот приходит ветер» (1984). Также в 80-е годы вышли повести Проханова: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и другие.

Тема Афганистана отражена в романах «Рисунки баталиста» (1986) и «Шестьсот лет после битвы» (1988).

Среди заметных рассказов и новелл советского периода у Александра Проханова выделяют следующие произведения: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все — 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кондагарская застава» (все — 1989) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» Проханов получил премию им. А.П. Чехова , говорится в биографии Александра Андреевича на сайте РИА «Новости».

После распада СССР из-под пера Александра Проханова вышли романы «Последний солдат Империи» (1993), «Красно-коричневый» (1999), «Чеченский блюз» (1998), «Идущие в ночи» (2001), «Господин Гексоген» (2001).

Опубликованный в 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген» стал сенсацией и был удостоен литературной премии «Национальный бестселлер». Книга, описывающая взрывы домов в 1999 году, как результат заговора власти с целью ее передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику, вызвала, в частности, такие отзывы:

«Через совписовскую и одновременно галлюцинаторную прозу Проханова неистовствует репрессированное политически, но притаившееся в языке, архитектуре, музыке имперское „советское“: Красная площадь, тело Ленина , сталинские проспекты и высотки, песни Пахмутовой и возможность ловить бабочек на берегах Рио-Коко. Проханов — единственный сохранившийся у империи ретранслятор, способный текстуально передать эту мощь» (Лев Данилкин ).

«Ландшафт Проханова — не ностальгический (совимперский), а футуристический. Те, кто полагал, что прохановская идеальная Аркадия — это бесконечная галерея иконных окладов, захватанных кумачовых лозунгов и полуистлевших ценников из захудалого сельпо, прочитав „Господина Гексогена“, будут потрясены его мощнейшим техногенным пафосом» (Иван Куликов ).

По мнению Захара Прилепина , «Господин Гексоген» в 2001 году «взломал» литературную ситуацию: «Тогда литература находилась во власти либеральной общественности, которая не пускала на книжные полки „негодяев“ вроде меня. Благодаря Проханову получили путевку в литературу не только я, но и Михаил Елизаров , Сергей Шаргунов и другие писатели со взглядами левого толка».

«Господин Гексоген» стал последней книгой серии «Семикнижие» Александра Проханова. Главный герой этих книг — генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

В «Семикнижие» входят романы Проханова: «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый» и «Господин Гексоген».

В 2011 году вышли книги Александра Проханова «Путин, в которого мы верили» и «Русский». В 2012 году литератор издал «Поступь русской победы», что указало на появление нового жанра в творческой биографии Проханова.

В 2014 году автор написал роман «Крым». Герой книги Александра Проханова отождествляется с новой жизнью полуострова, которая началась у Крыма после присоединения к России. В 2016 году вышла книга «Новороссия, кровью умытая». Роман стал своеобразной летописью последних событий в стране. В феврале 2018 года Украина опубликовала список книг, запрещенных на ввоз из России. В него попал роман Проханова «Новороссия, кровью умытая».

В 2017 году вышли новые книги Проханова «Русский камень» и «Убить колибри».

По сценариям и произведениям Проханова были поставлены фильмы: «За все заплачено» (1988), «Шурави» (1988), «Ущелье Духов» (1991), «Охотники за караванами» (2010), «Убийство городов» (2016).

Александр Андреевич Проханов — лауреат многих литературных премий: «Бунинская премия» (2009), Всероссийская литературная премия имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» (2011), премии «Белые журавли России» с формулировкой «За вклад в российскую мировую литературу» (2013) и других.

Стиль писателя Проханова называют оригинальным, колоритным, подчеркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу.

По мнению писателя Юрия Полякова , Проханова воспринимают только как главного редактора газеты «Завтра», но по эстетике Александр Проханов постмодернист, а по направлению, по идеологии — имперский писатель, и это достаточно редкое сочетание.

Взгляды и цитаты Александра Проханова

«Я два раза в жизни испытал ужас. Первый раз в 1991 году, когда погибла моя страна, я испытал ужас, не страх, а ужас. Ну страх вообще мы испытываем… Вот идешь, скользко, не упади… А вот такой мистический, кромешный, вселенский ужас, когда всё во мне орало и глаза вываливались из глазниц, — это в 1991 году. Кошмар. И второй раз, конечно, в 1993 году, когда всё погибло, и мне казалось, что за мной гонятся не люди в черной униформе, в масках, а бесы», — рассказывал Александр Проханов в интервью Сергею Шаргунову в «Свободной прессе».

«Я себя представляю огромной крысой величиной со слона. У меня такой длинный скользкий чешуйчатый хвост, и такое розовое рыльце, нюхающее всё, и такие белые седые усы, и такая очень острая колючая пасть с резцами. И вот эта крыса прогрызает все тверди. Она всё грызет, грызет и протачивает куда-то ход. Если бы я был бабочкой, я бы никуда бы не долетел, понимаешь? Я сел бы на цветке, и, дожидаясь зимы, уснул. Я — крыса, которую ничто не берет. Есть, говорят, крот истории, — есть такое выражение? Вот я крыса истории, я ее прогрызаю каждый раз».

«…я бы его (Ленина) никогда не отдал, я бы оставил его в недрах русской цивилизации, потому что Ленин положил начало красному веку — веку, который сотряс этот усталый ветхий мир».

«Сталин — это великий русский монарх. Одержав мистическую победу, он стал ещё и помазанником».

О событиях на Украине Александр Проханов говорил , что вся украинская реальность — финансовая, политическая — она представляет из себя нарастающий хаос: «Мы видим падение Украины. Кто-то может радоваться, кто-то может ликовать, но наблюдатель, знающий падение царств, видит, что падает украинское царство, не успев сформироваться, как государство. Оно летит в пропасть».

В ноябре 2014 года суд обязал «Известия» опровергнуть статью Александра Проханова «Певцы и подлецы» от 17 августа. В статье содержалась информация о том, что Андрей Макаревич дал концерт на Украине перед украинскими военнослужащими, «которые сразу же после концерта отправились на позиции и из тяжелых гаубиц долбили дома, школы и госпитали Донецка, разрывая на части донецких девочек».

О советском периоде: «…Это моя жизнь, это жизнь моей матери, умирая, она сказала, что это была великая эпоха, смысл советского периода в одержании победы — не военной и геополитической победы. Это, по существу, как Второе пришествие Христа, потому что, если бы не было этой победы, мир стал бы развиваться совершенно другими, страшными фашистскими путями, а победа выпрямила эту земную ось, и 30 миллионов русских, погибших на войне — это Христова жертва. Я считаю, что смысл советского периода в победе».

О перестройке: «Перестройка» — это «отворились врата адовы»".

О будущем России: «„Русское чудо“ — это действующий мощный фактор русской истории, каждый раз выхватывающий Россию из безнадёжной бездны. И меня на земле по-прежнему держит уверенность в том, что „русское чудо“ в очередной раз свершится и грядущая Россия будет чудесной».

Проханов очень переживает в связи с происходящими в мире событиями, отмечая рост русофобии.

«Совсем недавно черногорцы говорили, что они обожают Россию, и что если залезть на вершину гор в Черногории, оттуда можно увидеть Кремль, — цитирует Александра Проханова „Русская служба новостей“. — Черногорцы обожали Россию ещё в большей степени, чем белградские сербы. И что же произошло за это короткое время? Как перепахали сознание черногорцев, как присутствие там американских эмиссаров, американского правительства, американской культуры, американской доминаты, как они исковеркали сознание этого чудесного народа. Вот в чём горечь».

Личная жизнь и увлечения Александра Проханова

Александр Проханов овдовел в 2011 году. С женой Людмилой Константиновной он прожил счастливую жизнь. Имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей Александра Проханова — публицист Андрей Фефелов , другой — фотограф и автор-исполнитель Василий Проханов .

«Однажды я сказал сыну Васе: „Я чувствую свою вину перед вами, я очень мало вами занимался. И более того, я очень мало помню из вашего детства, потому что я всё время где-то болтался, был занят своими делами, романами, и вы как-то прошли, как в тумане, передо мной. Я вами не занимался. Простите меня за это“. А он мне сказал: „Отец, ты не винись, потому что ты нами очень много занимался. Мы смотрели на тебя, мы видели тебя. Мы видели твое отношение к матери, видели твое отношение к труду, к друзьям, к творчеству. Ты очень сильно на нас влиял“», — вспоминал Александр Проханов в интервью «СП».

Александр Андреевич Проханов увлекается коллекционированием бабочек. Рисует в стиле примитивизма.

* «Письмо семидесяти четырёх » — общее альтернативное название двух документов : «Письма писателей России Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза», подписанного 74 литераторами, а также его доработанного после избрания Президентом СССР М. С. Горбачёва варианта — «Письма писателей, деятелей культуры и науки России Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза».

Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, - известный отечественный писатель, общественный и политический деятель. Является главным редактором и издателем газеты "Завтра".

Биография политика

Александр Проханов, биографию которого вы можете прочитать в этой статье, родился в Тбилиси в 1938 году. Его предки были молоканами. Это представители отдельной ветви христианства, которые не признают креста и икон, не совершают крестного знамения и считают грешным есть свинину и пить спиртное. Они были родом из Саратовской и Тамбовской губерний. Оттуда перебрались в Закавказье.

Дед Проханов был молоканским богословом, являлся родным братом Ивану Проханову, основателю Всероссийского союза евангельских христиан. Хорошо знаком и дядя Проханова, который был известным в СССР ученым-ботаником, был репрессирован в 30-е годы, но позже реабилитирован.

Александр Проханов, биография которого есть в этой статье, в 1960 году окончил После пошел работать в НИИ инженером. Еще будучи студентом старших курсов, взялся за написание стихов и прозаических произведений.

В 1962-1964 годах трудился лесником в Карелии, работал экскурсоводом, водил туристов в Хибины, даже принимал участие в геологической экспедиции в Туве. Именно в те годы Проханов Александр Андреевич, биографию которого можно узнать из этой статьи, открыл для себя таких писателей, как Владимир Наборов и Андрей Платонов.

Литературная карьера

В конце 60-х герой нашей статьи решил для себя, что свяжет свою дальнейшую судьбу с литературой. В 1968 году он пришел в "Литературную газету". Уже через два года в качестве специального корреспондента отправился делать репортажи в Никарагуа, Афганистан, Анголу и Камбоджу.

Один из главных журналистских успехов Проханова - репортажи о событиях который произошел в то время на советско-китайской границе. Он стал первым, кто стал об этом открыто писать и говорить.

В 1972 году журналиста Александра Проханова, биографию которого вы сейчас читаете, приняли в Союз писателей СССР. В 1986 году стал публиковаться в толстых литературных журналах "Наш современник", "Молодая гвардия", продолжал сотрудничество с "Литературной газетой".

В 1989 году Проханов стал главным редактором журнала "Советская литература", входил в редакционную коллегию журнала "Советский воин".

Газета "День"

Во время перестройки занял активную гражданскую позицию. В самом конце 1990 года Проханов создает газету "День". Сам становится ее главным редактором. В 1991 году он опубликовал знаменитое антиперестроечное обращение, которое озаглавил "Слово к народу". В те времена газета становится одним из самых радикальных и оппозиционных средств массовой информации, выходит вплоть до октябрьских событий 1993 года. После этого власти закрыли издание.

В 1991 году Александр Проханов, биография которого содержится в этой статье, был доверенным лицом генерала во время выборов президента РСФСР. Макашов баллотировался от Коммунистической партии РСФСР. В итоге он занял только пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Победил тогда Борис Ельцин, заручившийся поддержкой 57 с лишним процентов голосов россиян. Во время августовского путча наш герой открыто выступил на стороне ГКЧП.

В 1993 году Проханов в своей газете "День" назвал действия Ельцина государственным переворотом, призывая поддерживать членов Съезда народных депутатов и Верховный Совет. Когда танки расстреляли советский парламент, газету "День" запретили решением Министерства юстиции. Помещение, в котором располагалась редакция, разгромил ОМОН. Сотрудников избили, а имущество уничтожили, как и архивы. К тому времени запрещенную газету печатали в Минске.

Появление газеты "Завтра"

В 1993 году зять писателя Проханова по фамилии Худорожков зарегистрировал новую газету - "Завтра". Ее главным редактором стал Проханов. Издание выходит до сих пор, многие обвиняет его в публикации материалов антисемитской направленности.

Газета в 90-е славилась жесткой критикой постсоветского устройства, в ней часто публикуются материалы и статьи популярных оппозиционных деятелей - Дмитрия Рогозина, Владимира Квачкова, Сергея Кара-Мурзы, Максима Калашникова.

Газета фигурирует во многих современных художественных произведениях искусства. Например, в романе "Моноклон" Владимира Сорокина или в "Акико" Виктора Пелевина. Глеб Самойлов посвятил этой газете даже свою одноименную песню.

В последние годы издание изменило свою концепцию. В ней появились публикации государственно-патриотического содержания. Проханов провозгласил проект "Пятая империя", при этом он стал более лояльным к власти, хотя по-прежнему нередко критиковал существующее положение в стране.

В 1996 году Проханов вновь принял активное участие в президентской кампании. На этот раз он поддержал кандидатуру Решить судьбу победителя в первом туре не удалось. Ельцин набрал 35%, а Зюганов - 32. Во втором туре Ельцин одержал победу с результатом в 53 с небольшим процента голосов.

Политическая активность Проханова многих не устраивала. В 1997 и 1999 годах он подвергался нападениям неизвестных.

"Господин Гексоген"

В качестве писателя Проханов стал известен в 2002 году, когда издал роман "Господин Гексоген". За него он получил премию "Национальный бестселлер".

События развиваются в России в 1999 году. Произошедшая в то время серия взрывов в жилых домах представляется как тайный заговор власти. В центре повествования оказывается экс-генерал КГБ по фамилии Белосельцев. Его привлекают к участию в операции, конечной целью которой является приход к власти некоего Избранника.

Сам Проханов признавался, что в то время рассматривал Путина как человека команды Ельцина. Но со временем изменил свою точку зрения. Проханов стал утверждать, что именно Путин жестко остановил распад страны, убрал олигархов от непосредственного управления ею, организовал российскую государственность в ее современном виде.

В 2012 году вошел в состав Совета по общественному телевидению, который был сформирован указом президента Владимира Путина. В настоящее время занимает пост заместителя председателя совета при федеральном Министерстве обороны.

Икона со Сталиным

Проханова многие знают благодаря его эпатажным поступкам. Например, в 2015 году он пришел на заседание пленума Союза писателей России, которое проходило в Белгороде, с иконой "Богоматерь Державная". На ней был изображен Иосиф Сталин в окружении военачальников советского времени.

После этого икону принесли на Прохоровское поле во время торжеств по поводу знаменитого танкового сражения, во многом решившего исход Великой Отечественной войны.

При этом Белгородская митрополия официально сообщала, что на службе присутствовала не икона с генералиссимусом, а картина, которая была написана в иконописном стиле, так как никто из изображенных на ней персонажей не был причислен к лику святых Русской православной церковью. А некоторые и вовсе были гонителями церкви.

Также широко известно, что Проханов увлекается примитивизмом и коллекционирует бабочек. В его собрании уже около трех тысяч экземпляров.

Личная жизнь

Конечно же, рассказывая биографию Александра Проханова, о семье нельзя не упомянуть. Она у него большая и крепкая. Его супругу звали Людмила Константиновна. После свадьбы она взяла фамилию мужа.

В биографии Александра Проханова семья, дети всегда были в числе главных приоритетов. С женой он прожил в браке до 2011 года. Она скоропостижно умерла. У них остались дочь и двое сыновей. Дети в личной жизни Александра Проханова (биография его полна интересными событиями) играют важную роль.

Сыновья Проханова

Определенную известность в обществе заработали его сыновья. Андрей Фефелов стал публицистом, является главным редактором интернет-канала "День". Высшее образование получил в МИСИ, окончил инженерный факультет.

После вуза сразу отправился в армию, служил в пограничных войсках. Во время перестройки встал на путь отца, стал публицистом и писателем, начал публиковаться в политических журналах. В 2007 году получил пост главного редактора в газете "Завтра", где работал его отец. У него семья.

Второго сына зовут Василий Проханов, он автор-исполнитель. В биографии Александра Андреевича Проханова семья имеет важное значение. Он всегда ей уделял много внимания. Биографией, личной жизнью Александра Проханова интересуются все поклонники его творчества.

Судебные разбирательства

Неоднократно Проханов становился участником судебных разбирательств. В 2014 году он написал для "Известий" статью под названием "Певцы и подлецы". В ней рассказывалось о выступлении Андрея Макаревича перед украинскими военнослужащими. Проханов утверждал, что сразу после концерта солдаты отправились на позиции обстреливать мирных жителей Донецка.

Суд обязал опровергнуть эти факты, а также выплатить Макаревичу 500 тысяч рублей за моральный вред. Затем городской суд отменил решение нижестоящего суда и обязал разместить только опровержение.

Творчество Проханова

Русский по национальности Александр Проханов. В биографии его обязательно нужно об этом упомянуть. Его стиль отличается оригинальным и колоритным языком. В нем много метафор, необычных эпитетов, а каждый персонаж индивидуализирован.

У Проханова практически всегда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, в уже упоминавшемся в этой статье романе "Господин Гексоген" олигарх, похожий по описаниям на Березовского, попав в больницу, просто тает в воздухе. А Избранник, в котором многие угадывали Путина, сев за штурвал самолета, превращается в радугу.

Также в его творчестве можно заметить симпатию к христианству, всему русскому. Сам он до сих пор считает себя советским человеком.

Ранние произведения

Первыми произведениями Проханова стали рассказы, которые он публиковал в газетах и журналах. Многим запомнился его рассказ "Свадьба" 1967 года.

Его первый сборник под названием "Иду в путь мой" был опубликован в 1971 году. Предисловие к нему написал популярный в то время Юрий Трифонов. В нем Проханов описывает русскую деревню с ее классическими обрядами, самобытными персонажами и устоявшейся этикой. Спустя год он издает еще одну книгу о проблемах советской деревни - "Неопалимый цвет".

Его первый роман напечатали в 1975 году. Он назывался "Кочующая роза". Он имеет полуочерковый характер и посвящен впечатлениям автора от поездок по Дальнему Востоку и Сибири.

В нем, а также в нескольких последующих произведениях Проханов обращается к проблемам советского общества. Это романы "Место действия", "Время полдень" и "Вечный город".

Сайт « а» открывает серию бесед с общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Мы также постараемся выяснить, что известно видным политикам и общественным деятелям России о старообрядчестве, о русской церковной традиции. Разумеется, в первую очередь, нас интересуют представители патриотического крыла российской элиты. Люди, для которых понятие «русская цивилизация» не является пустым звуком. Сегодня мы беседуем с главным редактором телеканала «День», заместителем редактора газеты «Завтра» Андреем Фефеловым .

Чем в Вашем понимании является «Русский мир». Насколько далеко географически он простирается и какие мировоззренческие понятия охватывает?

Русский мир — это вся вселенная, потому что русский народ с космическим мышлением, а Россия не имеет ни пространственных, ни духовных, ни временных ограничителей. Потому-то в нее можно только верить, а мерить ее километрами или килограммами совершенно бессмысленно. Россия — это территория чуда. Лучи от этого чуда проницают и стены, и облака, и зоны вечной пустоты, разбегаются по всем закоулкам мироздания.

Конечно, понятие Русского мира связано со сложным, глубоким и таинственным феноменом русского языка, внутри которого, как в колыбели, пребывают смыслы, образы и символы универсального сознания.

Для меня Русский мир — это плацдарм для реализации плана всемирного Преображения. Это площадка для воплощения идеи бессмертия человечества. Идеи, зашифрованной в русской культуре, и не только.

Но не только современная Россия представляет собой русский мир. Семена русскости, русская ойкумена рассеяна по всей планете, по всему мирозданию. В частности, частью русского мира можно назвать староверов, живущих в Латинской Америке сотни лет. К русскому миру можно отнести и какой-нибудь там луноход, застрявший уж много лет назад на Луне. Это тоже часть русского мира. Это те штрихи, которые оставила русская цивилизация, русская культура, русская техника, инженерия, русская мысль.

Далекие предки Вашей семьи были из молокан. Еще один родственник, Иван Степанович Проханов (1869-1935), был известным композитором и проповедником евангелической баптистской церкви. Причем его духовные песни получили известность даже в старообрядческой среде. Ваш отец, А. А. Проханов, отождествляет себя с православием. Что вы можете сказать о духовном пути вашего рода? Можно ли как-то его сопоставить с историческим путем нашей страны?

Часть моих предков — выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу.

Мой прадед Александр Степанович Проханов стал в императорской России доктором медицины и получил за научные заслуги личное дворянство. Такие люди уже не выражали себя в формате народной молоканской веры. Так появились вариации русского баптизма, секта «Евангельских христиан», которую основал упомянутый вами брат моего прадеда.

Однако вскоре сменилась эпоха, и духовные вопросы отошли на второй план. Скажем, моя бабушка, происходившая из религиозной молоканской семьи, всю жизнь считала себя атеисткой, и только за год до смерти по просьбе сына, своих внуков и невестки она приняла Святое крещение в возрасте 96 лет. Когда ее принимали в пионеры, на торжественном митинге выступал Лев Троцкий.

Таким образом, мой отец получил нерелигиозное воспитание, но опять же пришли 70-е годы, когда интерес к религии вырос среди интеллигенции. Именно тогда мои родители крестились. Таким образом, вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства.

Вероятно, на выбор отца повлиял его друг Лев Лебедев, ставший впоследствии протоиереем, известным церковным историком и богословом. Ко всему отец Лев был еще и монархист, ходил по андроповской Москве в котелке и с длинным, как трость, зонтиком. Пряжка его ремня была тоже старорежимная: на ней мерцал имперский двуглавый орел.

А сочинения А. А. Проханова и апокалиптическая тема в них тоже берут начало в этот период?

Эсхатология является неотъемлемой частью православного мировоззрения. Однако в текстах моего отца эта тема вспыхивает как метафора катастрофичности современной цивилизации. Он как журналист поучаствовал в нескольких войнах, заслужив потом звание писателя-баталиста. Своими глазами он видел развороченный реактор в Чернобыле. Наблюдал распад советского социума, сползание его в кошмарные 90-е годы. Это ли не притча о Последних временах? Горящие горизонты, во сне и наяву — вот что наводит мыcли о скором Апокалипсисе.

Значит, традиция молоканства ушла от вас?

Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету «Завтра» пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько подряд по воскресеньям в редакции «Завтра» проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами.

Сейчас многие патриоты говорят о величии дореволюционной России. Вместе с тем надо помнить, что династия Романовых сделала трагические шаги к разделению русского народа. В XVII веке при Алексее Михайловиче был совершен церковный раскол, когда русские разделились на старообрядцев и новообрядцев. В начале XVIII века при Петре I произошел культурный раскол на высшую элиту с балами и ассамблеями, с одной стороны, и смердящего мужика — с другой, а уже при последующих Романовых правящий класс России стал франко-немецкоговорящим, иностранно живущим, во многом компрадорским. Что вы думаете об этих разделениях и можно ли было их избежать ?

В русской истории Романовы оставили громадный след. И западный вектор в их деятельности просматривается очень явственно с первых лет существования династии. Однако давать хлесткие однозначные оценки тому или иному деятелю или целой эпохе считаю делом вредным и бестолковым. Скажем, Александр II, крайне сомнительная фигура. Увлекался спиритизмом, провел крестьянскую реформу с колоссальными нарушениями и перекосом в пользу дворянства, открыл дорогу в Россию иностранному капиталу, отдал почти даром Аляску США. Однако эпоха Александра II — это время рассвета русской литературы: Тургенев, Толстой и Достоевский…

Триумфы «белого генерала» Скобелева — это тоже период царствования Александра II. Можно, конечно кликушествовать: «Ах, род Романовых, загубил Россию…». А можно взглянуть на историю страны шире и внимательней. В обществе, как всегда, шли процессы сложные и очень противоречивые, и в эти процессы были вовлечены и государи из Романовых. Следует помнить, что в России после свержения династии наступил другой период, не менее сложный, не менее трагический и противоречивый. А до Романовых были Рюриковичи. И к ним могут быть тоже вопросы. А между тем Рюриковичи заложили фундамент российской империи.

Интересно, что род Романовых — эта когорта государей и государыней — стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. При этом мы знаем, что и на Сталина, и на Ивана Грозного навешано множество страшных ярлыков. Они и садисты, и кровопийцы, и безумцы. Причем эти ярлыки выдуманы не только ангажированными историками. Здесь постарались и живописцы, писатели и кинематографисты. Хотя бы взять подлый фильм Павла Лунгина «Царь ». Одна только грязь и мистификация! Печально, что в съемках этой гадости участвовал гуру современной патриотической молодежи Иван Охлобыстин. По-моему, он должен извиниться перед народом за эту роль царского шута. Извиниться за участие в деле, порочащем первого русского царя, всю русскую историю и саму идею русского государства.

Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Ленином. Пушкин очень любил и чувствовал Петра. Он видел в нем то, что не понимал ни один историк, ни один социолог.

Но всё же не разрушая русские обычаи, не отрывая бороду, можно было строить корабли?

Это вопрос дискуссионный, смотря какие корабли. Ведь у поморов были тоже свои корабли — ладьи. Но то был торговый и рыболовный флот. А вот чтобы строить каравеллы, нужен европейский прикид.

Но этот западнический период, по всей видимости, был необходим. Это часть нашего взросления как народа. Мы уже начали возвращаться к русским истокам, к древней культуре, к формам, которые прорастают из самой нашей природы, из языка и веры.

Надо понимать, что вся история России священна, поэтому надо относиться к ней как к некому священному дару свыше и не посыпать ее дустом. Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это «наш» враг, «наш» уникальный демон. И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года.

В современной Украине принято говорить о преступлениях советской власти, валить памятники Ленину и призывать к запрету компартии. Майдан требует дезавуировать и осудить преступления тоталитарного режима. Почему тогда они не требуют дезавуировать такие «преступления тоталитарного режима», как установление исторически необоснованных административных границ УСССР во времена Ленина-Хрущева?

Логики у тех людей, которые валят на Украине памятники Ленину, нет. Их логика в том, что Ленин — это русский человек, «москаль», который со своими большевистскими уложениями пришёл на Украину, эту якобы цветущую, могучую величавую, «незалежную державу». Поработил ее, а затем насадил в ней большевистский тоталитарный режим, учинил голодомор и так далее. Они очень не хотят говорить и даже вспоминать о том, что нынешняя территория Украины есть территория УССР, созданная, составленная из нескольких губерний Российской империи именно большевиками…

История, которая преподается украинским детям, выстроена покруче книг Толкиена. Это не история, а чистая выдумка, построенная на идеологии «бандеровщины». В основе ее помимо ультраукронационализма лежит демонизация большевизма, ассоциация большевизма с выдуманной ими «Московией», а «Московии» с «азиатчиной»… Разрушая связи с Россией, они якобы делают европейский выбор и движутся куда-то в Европу, прочь от Сталина, Ленина и Путина. На деле превращают свою страну в Сомали, со всеми вытекающими последствиями.

Укроманты проявляют настырное желание владеть чужими землями, навязывать свой язык небольшого народа всем остальным многочисленным народам, живущим в этой стране. Последний Майдан породил экспансионистскую волну среди молодёжи, и даже при всей ненависти к Ленину никто от «ленинского территориального наследия» отказываться там не собирается. Но при этом у властных элит Украины нет понимания, что такое подлинная империя.

Это всегда некий компромисс между народами, договорённость на базе сверхценностей. Если империя строится на идее тотального доминирования одной нации, то эта империя обречена. Так крушились один за одним германские рейхи, поскольку не давали возможность цвести всем народам, всем цветам в соцветии. Вот этой имперской терпимости, к сожалению, не наблюдается на протяжении всей истории «незалежности» Украины.

Политика украинизации неукраинского населения ярко проявляется все последние годы. Эту политику можно определить как этноцид. Геноцид — это прямое физическое уничтожение, а здесь применяется перекодирование сознания, ассимиляция, переселение и, конечно, изгнание народов. Вот если бы появилась некая интегральная украинская идеология, которая учитывала бы все факторы, была наднациональной, тогда бы можно было сказать, что Украина состоялась как государство.

Но, к сожалению, нынешний украинизм — это местечковое западничество плюс жлобство, с элементами нацизма. Галичанская группа может реально влиять на ситуацию в Киеве, это действительно пассионарно-активный слой. Фактически, создан один из искусственных этнических мифов о культурном и языковом преимуществе западенского, галичанского субэтноса, который в развитии живущих на Украине народов не имел бы особого значения, если бы не политическая судьба Украины.

Почему на Украине нет митингов против войны?

Потому что Украина сейчас страшно разогрета. СМИ настраивают людей так, что все хотят крови. Обыватели стали заложниками собственных СМИ, учебников, многолетней антироссийской пропаганды. Людей сильно-сильно разогрели. Майдан, который как нарыв прорвался в феврале, — он недоносок. Состоялись преждевременные роды новой власти. Власть слаба и боится толпы. Что касается маршей мира в России, то их проводит либеральная интеллигенция, которая тоже почему-то заткнулась и не проводит больше «Марши мира». Либералы сейчас выступают за активное продолжение военных действий, за бомбежки, за проведение так называемой «антитеррористической операции».

Они ангажированы — это отчетливо видно. Как только Америка начинала свои жесточайшие операции во всю меру, правозащитники замолкали. Как только Башар Асад начал проводить какие-то военные действия, они начинали кричать, вопить, топать ногами, посыпать голову пеплом, рвать на себе рубашки и рвать зубами занавески. Так всегда было и будет, потому что эта группа не самодостаточна и самостоятельна. Центр управления армией правозащитников находится в США. Правозащитные организации работают только на США и в интересах США.

Сейчас появилось такое понятие, как «православный сталинизм». Насколько возможно объединить эти слова вместе и имеет ли это понятие смысл?

Да, имеет серьёзнейший смысл, потому что Сталин на рубеже эпох, на страшном перекате времен выразил русскую идею. А часть русской идеи — это православие. Построение справедливого общества, основанного на христианской морали, — вот что делал Сталин. Еще он строил супермощное государство, удерживающее миропорядок. Сталинская Россия встала на пути Левиафана, всемирного ростовщического капитализма, из недр которого явится Антихрист. Сталинский СССР — это так называемый катехон — удерживающий… Камень на пути мирового зла. Поэтому православный сталинизм не только возможен, но и органичен. Это течение может считаться мистической проекцией всей русской истории ХХ века.

Александр Проханов - известный отечественный писатель, политик. Известен в качестве главного редактора газеты «Завтра», в 1982 году был удостоен премии Ленинского комсомола. Уже в 2002 году получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген», в котором рассказывается о заговоре спецслужб с целью смены власти в России.

Детство и юность

Александр Проханов родился в 1938 году. Он появился на свет в Тбилиси. Его предки были молокане. Их вынудили переселиться из Саратовской и Тамбовской губерний в Закавказье. Дед героя нашей статьи был видным молоканским богословом, родным братом Степана Проханова, основавшего Всероссийский союз евангельских христиан.

Высшее образование Александр Проханов получил в Москве. В 1960 году он окончил авиационный институт, работал инженером в научно-исследовательском институте. Увлекся литературой на последнем курсе вуза, активно начал писать стихи и прозу.

Трудовая деятельность

При этом, поначалу Александр Проханов не помышлял о том, чтобы профессионально заниматься писательским ремеслом. Поэтому работал лесником в Карелии, экскурсоводом в Хибинах, участвовал в геологической партии на территории Тувы. В эти годы странствий по всему Советскому Союзу он особенно увлекся Владимиром Набоковым и Андреем Платоновым.

В 1968 году он устраивается на работу в «Литературную газету», решая больше времени уделять собственным писательским возможностям. Преимущественно его отправляют в заграничные командировки. Александр Проханов, фото которого есть в этой статье, пишет репортажи из Никарагуа, Афганистана, Анголы, Камбоджи. Говорить о нем стали после того, как в 1969 году он, одним из первых, описал вооруженный пограничный конфликт между Россией и Китаем на Даманском острове.

Член Союза писателей

Совсем скоро талант писателя Александра Проханова решили признать официально. В 1972 году его принимают в Союз писателей СССР.

Расцвет его публицистического таланта пришелся на перестроечное время. В 1986 году он начинает активно публиковаться в журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия», продолжая сотрудничество с «Литературной газетой». С 1989 по 1991 годы он возглавляет журнал «Советская литература» в качестве главного редактора. Постоянно был членом редакционной коллегии журнала «Советский воин». При этом так и не стал членом коммунистической партии, что удивительно для человека, сумевшего построить такую карьеру в Советском Союзе.

Одним из первых он понимает, что обществу необходима новая площадка, на которой излагать мысли и идеи можно будет принципиально новым языком, не боясь цензуры и каких-либо ограничений. Поэтому в самом конце 1990 года он создает газету под названием «День». Автоматически становится в ней главным редактором.

«Слово к народу»

В середине лета 1991 года в ней публикуется знаменитое «антиперестроечное» обращение, известное как «Слово к народу». В первую очередь оно было адресовано армии. В нем советские политологи и деятели культуры критиковали политику, которую проводили Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Они призывали остановить распад СССР, создать влиятельное оппозиционное движение. Сейчас многие рассматривают «Слово к народу» как идеологическую платформу для августовского путча, который состоялся спустя ровно четыре недели.

Газета «День» рассматривалась как одно из самых оппозиционных и радикальных изданий в России начала 90-х годов. Она регулярно выходила вплоть до октября 1993 года. После расстрела Белого дома и Ельцинского переворота издание было запрещено. Но оно тут же начала издаваться под названием «Завтра», в таком виде сохранилось и до сегодняшнего дня. Ее главным редактором по-прежнему остается писатель Александр Проханов.

Участие в политической жизни страны

В начале 90-х годов Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, принимал непосредственное участие в политической жизни страны не только через свою газету. В 1991 на выборах президента РСФСР он был доверенным лицом генерала Альберта Макашова. Представлявший на этих выборах КПСС Макашов занял пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Во время августовского путча Проханов выступил на стороне ГКЧП.

В сентябре 1993 года герой нашей статьи на страницах своей газеты «День» призывал выступить против антиконституционных действий Бориса Ельцина, утверждая, что в стране фактически состоялся государственный переворот. Активным участником октябрьских событий стал Макашов, участвовавший в вооруженных столкновениях в Москве.

После запрета газеты Минюстом, по некоторым данным, редакция была разгромлена сотрудниками ОМОНа, работники избиты, а все архивы и имущество уничтожено.

Газету «Завтра» Александр Проханов учредил уже 5 ноября. Она до сих пор отличается радикальной позицией, часто материалы, которые в ней публикуются, обвиняют в профашистском, имперском, антисемитском характере.

В то же время Проханов остается верен себе, поддержав в 1996 году на президентских выборах Геннадия Зюганова. Однако и те выборы для лидера коммунистов завершились поражением. Как известно, он проиграл Борису Ельцину во втором туре.

При этом сейчас герой нашей статьи входит в состав Совета по общественному телевидению, созданного в 2012 году.

Особенности стиля

Многие знакомы именно по книгам с Александром Андреевичем Прохановым. Его стиль считается весьма колоритным, оригинальным и индивидуальным. На страницах романов героя нашей статьи можно встретить большое количество метафор, цветистых эпитетов, интересных персонажей, большое количество разнообразных деталей.

В его художественном творчестве и публицистике часто можно встретить симпатии к христианской религии, исконно русским традициям, при этом он регулярно критикует либерализм и капитализм. Не раз заявлял, что до сих пор считает себя советским человеком.

По мнению ряда критиков, как писатель Проханов является постмодернистом, а с идеологической точки зрения - имперским автором.

Ранние произведения

Первые труды Проханова были опубликованы в газете «Литературная Россия», затем выходили в журналах «Семья и школа», «Кругозор», «Олень», «Сельская молодежь». Из его ранних трудов можно выделить рассказ «Свадьба», увидевший свет в 1967 году.

Его первая книга называлась «Иду в путь мой», она были издана в 1971 году с предисловием Юрия Трифонова. Это сборник рассказов, в котором автор изображает настоящую русскую деревню с ее патриархальной этикой, обрядами и традициями, самобытными пейзажами и характерами. Вслед за этим в 1972 году он пишет очерк «Неопалимый цвет», где рассуждает о проблемах, с которым сталкивается советская деревня.

Из его рассказов, напечатанных в 70-е годы, нужно выделить «Двое», «Жестяная птица», «Машинист транссибирской», «Стан 1220», «Огненная купель», «Красный сок на снегу». В 1974 году выходит второй его сборник под названием «Желтеет трава».

На следующий год в печати появляется его первый роман, который носит название «Кочующая роза». Он написан в полуочерковом стиле, в его основе - впечатления автора от командировок на Дальний Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. В нем он обращается к актуальным проблемам современного ему советского общества. Они же беспокоят Проханова в трех последующих романах: «Место действия», «Время полдень» и «Вечный город».

Военно-политический роман

Стилистика писателя кардинально меняется в 80-е годы. Он начинает творить в жанре военно-политического романа. Произведения основаны на его командировках в разные страны мира.

В этот период выходит целая его тетралогия «Горящие сады», которая включает в себя романы «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник...», «Африканист», «И вот приходит ветер».

К афганской теме он вновь обращается в романе «Рисунки баталиста» 1986 года. Его главным героем становится художник Веретенов, который по заданию своей редакции едет в Афганистан, чтобы сделать серию рисунков советских военнослужащих. В то же время у него есть и личный интерес - увидеть своего сына.

О солдатах, вернувшихся из Афганистана, рассказывается в книге Александра Проханова 1988 года «Шестьсот лет после битвы».

"Семикнижие"

Популярной становится серия романов «Семикнижие». Ее объединяет главный герой генерал Белосельцев, выделяющийся уникальным опытом созерцания и видения.

В этот цикл входят «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген».

Последний роман из этого списка стал особенно популярен. Проханов его издал в 2002 году. В книге описываются события 1999 года в России. В частности, серия взрывов в жилых домах, которая привела к многочисленным жертвам, преподносится как заговор власти с целью передачи правления от действующего президента его преемнику.

Заговорщики, среди которых представители спецслужб, используют в романе Проханова интриги, убийства и всевозможные провокации. Сам автор отмечал, что изначально воспринимал Путина как последователя Ельцина, но затем пересмотрел свое отношение к нему, заявив, что тот остановил распад России, убрал из руководства страной олигархов.

В этом романе наглядно прослеживается излюбленный писательский прием, когда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, олигарх, в котором угадывается Березовский, в больнице буквально тает под капельницей и исчезает в воздухе. Избранник, в котором угадывается намек на Путина, просится наедине управлять самолетом и тоже исчезает, превратившись в радугу.

«Поступь русской победы»

В 2012 году Проханов выпускает новую книгу под названием «Поступь русской победы», в очень необычном для себя жанре. В ней рассказывается об идеологии современной России, а ее история условно делится на четыре временных периода. Это Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых и Сталинская империя.

Вся книга состоит из четырех частей. В первой приводятся основные тезисы, посвященные идее «Пятой империи», она называется «Гимны русской победы». Во второй части уделено внимание промышленным предприятиям, в первую очередь оборонным заводам, ее название - «Марши русской победы». В третьей части, «Псалмы русской победы», рассказывается о русских приходах и монастырях, а в заключительной «Коды русской победы» - о Евразийском Союзе, который должен выполнить функцию предтечи «Пятой империи».

Кино и телевидение

Сразу несколько произведений Проханова были экранизированы или поставлены на театральной сцене:

  • В 1972 году вышел фильм «Отчизна» по его сценарию.
  • В 1983 году Анатолий Граник снял мелодраму «Место действия» по одноименному роману героя нашей статьи.
  • В 1988 году вышла драма Алексея Салтыкова «За все заплачено», для которой Проханов написал сценарий.
  • В 2012 году был запущен проект на телеканале «Россия-1». Цикл документальных фильмов «Солдат империи» подробно рассказывает о личности самого Александра Проханова.
  • «Страсти по государству» - документальная картина 2018 года, в которой автор анализирует последние коррупционные скандалы, взрывы в петербургском метро, демонизацию самой страны и ее руководителей на Западе и либеральную общественность.

Общественная жизнь

Проханов часто участвует во всевозможных политических ток-шоу, высказывает свое мнение о событиях, происходящих в стране. Он регулярный гость Владимира Соловьева в его ток-шоу «К барьеру» и новом проекте «Поединок». Является одним из ведущих рубрики «Реплика», которая выходит на канале «Россия 24».

О пенсионной реформе Александр Проханов высказал свое мнение. Он отметил, что обращение Путина к нации было безукоризненным, президент привел убедительные аргументы. Поэтому сам он поддерживает эту реформу.

Жена писателя

Можно сказать, что личная жизнь Александра Проханова сложилась успешно. Всю жизнь он прожил в браке с Людмилой Константиновой, которая после свадьбы взяла его фамилию.

У них родилось трое детей - дочь и двое сыновей. Один из них, Андрей Фефелов, стал публицистом. Сейчас он вместе с отцом работает редактором интернет-канала «День». Василий Проханов стал исполнителем авторской песни и фотографом.

В 2011 году Людмила Проханова ушла из жизни.

Известно, что в свободное время герой нашей статьи занимается коллекционированием бабочек и рисует.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции