31.10.2019

Что произошло на перевале дятлово. Перевал Дятлова — самая загадочная и страшная история прошлого века. Вопросы, вопросы, вопросы


Пишет блогер Владимир Жога:

Не знаю как вы, а я обожаю грузинское вино!

Саперави, такое терпкое и насыщенное, темно-красного, рубинового цвета, с ярким ароматом и вкусом! Говорят, что оно такое вкусное, потому что в Грузии какая-то уникальная технология виноделия. Так как же его делают? И почему оно получается такое дорогое?

Для ответа на эти вопросы, я отправился в главный винный край Грузии - Кахетию, где посетил одну из современных грузинских виноделен.

Сейчас практически все грузинские винодельни делают вино по современной европейской технологии, хотя некоторые заводы делают немного вина и по классической грузинской технологии, но она слишком затратна для промышленного производства, и вино получается в 3-4 раза дороже обычного. Поэтому классическое грузинское виноделие осталось лишь в деревнях и в небольших демонстрационных залах-музеях.

Что же такое классическое грузинское виноделие?

Громадные глиняные горшки закапывают под землю. Обычно их закапывают под домом или где-то в сарае, чтобы сверху была крыша. Наличие закопанного кувшина легко определить по вот такому люку в полу. В чем смысл этих подземных ёмкостей? А дело в том, что таким образом достигается нужная температура и условия для брожения и вызревания вина. Под землей летом прохладно, а зимой наоборот тепло, так что вино зреет при одних и тех же условиях круглый год.


Когда виноград созревает, его просто засыпают в эти закопанные кувшины, там же давят и накрывают крышкой. Все! Дальше идет брожение. Сначала активное, во время которого его нужно иногда перемешивать. А где-то через месяц, когда активное брожение заканчивается, вылавливают и убирают всю всплывшую мезгу и закрывают наглухо на всю зиму для пассивного брожения. И уже ранней весной мы получаем готовое грузинское вино!!! Весь жмых лежит на дне чана, а наверху - чистейшее и вкуснейшее вино! Открыл крышку, налил кувшинчик и можно пить. Вино в этих подземных кувшинах может храниться и не скисать довольно долго. Когда же все выпивается, кувшины чистят и тщательно моют, и затем осенью все по новой)))

Если вы хотите попробовать именно такое «домашнее» подземное вино, покупайте у деревенских бабулек вдоль дороги, с вероятностью 99% оно будет как раз из такого грузинского погребка!

На заводе же, как я уже писал, давно перешли на промышленное производство по европейским, а если точнее, то по французким технологиям.

Вот так выглядит современный бродильный цех в грузинской винодельне. И точно так же он будет выглядеть и во Франции, и в Греции, и почти везде в Европе)

Здесь вино бродит не в кувшинах под землей, а в специальных контейнерах, в которых автоматы создают и поддерживают оптимальные условия для его созревания. Все автоматизированно и управляется компьютерами, поэтому нужен лишь 1 сотрудник поглядывать, чтоб не ломалось, и пол протирать.


После того, как вино перебродит, его отправляют в погреб для «вызревания». Спускаемся в этот самый погреб. Тут мы видим как классические дубовые бочки, так и громадные металлические контейнеры. Почему? Все просто. В бочках зреют дорогие марочные вина и бренди, а в металлических баках - обычное столовое вино, которое мы в основном и пьем.


Вот он, погребок с марочными винами. Тут все по полочкам, с указанием года урожая и сорта винограда. Эти бутылки на порядок дороже обычных.

И если обычное вино разливают через полгода-год, то эти вызревают тут по 5-10 лет, отчего становятся (наверное) вкуснее и, естественно, дороже!


К сожалению, в цех по разливу нас не пустили (слишком у них там все стерильно) и сфотографировать его я не смог. Но там тоже все мегасовременно. Крутые импортные аппараты все делают без вмешательства людей. Вино, бутылка, пробка, этикета - и на выходе уже готовый продукт!!!

Так почему же вино получается таким дорогим?

Ответ оказался прост и банален: бутылки закупают во Франции, пробки из Испании, этикетки печатают тоже где-то в Европе, да и современный конвейер по разливу тоже импортный и обслуживается за евро. Вот и получается, что при стоимости содержимого в 50 рублей бутылка вина стоит 300 и выше.

Но не все так плохо! Для тех, кто хочет пить вино и не переплачивать за упаковку, в Грузии нашли выход - пластиковая тара!!! Да-да, здесь вино разливают в обычные пластиковые бутылки по 1 л, 1.5 л и самые популярные - 5-литровые бутылки, в которых мы привыкли покупать воду.

Прямо тут же на заводе вино продают как в стеклянных бутылках, так и большими пластиковыми 5-литровками. И если классическая бутылка 0.7 стоит где-то 350 рублей, то пятилитровая баклашка выходит примерно в тысячу, т.е. 200 руб. за литр. Так зачем переплачивать? Конечно, в пластике вино не будет долго храниться, но здесь в Грузии его никто и не хранит. Покупают и пьют! И я скажу вам, что вино в стекле и пластике АБСОЛЮТНО одинаковое. Так что будете в Грузии, смело покупайте пластиковые бутылки. Они, как правило, в винных отделах на нижних полках. А в ресторанах смело берите разливное домашнее вино, оно там есть всегда. А перед заказом можно попросить попробовать.

У меня на этом все. И помните, грузинское вино в больших количествах может навредить вашему здоровью! Так что пейте в меру)

Грузинское домашнее вино (საოჯახო ღვინო) - особая категория грузинского вина, которая производится в частных деревенских домах без лицензирования и контроля, без стандартов, и вообще как угодно. Принципиально отличается по своим характеристикам и от заводских вин и от "фермерских вин". Это с одной стороны что-то вроде традиционного народного промысла, с другой - раскрученный бренд. Кроме того, это ещё и образ в сознании российского туриста.

Обычное заводское вино, на котором написали "домашнее". Потому что маркетинг.

О культе домашнего

- Слуга покорный, - трубил Амвросий, - представляю себе твою жену, пытающуюся соорудить в кастрюльке в общей кухне дома порционные судачки а натюрель! Ги-ги-ги!.. Оревуар, Фока !

Эта всем известная фраза из Булгакова зафиксировала тот момент истории Советского Союза, когда домашняя еда ещё вызывала презрение и не выдерживала конкуренции с ресторанной. Далее по тексту автор вспоминает, как хорошо было раньше. Раньше - это до уничтожения ресторанной культуры, до перехода на столовые и "фабрики-кухни". Советская власть боролась с буржуазной культурой и уничтожала не только отели (в Тбилиси их оставили два), но и рестораны (их тоже оставили два). Вскоре выросло поколение, которое знало только два вида кулинарии - общепитовскую и домашнюю. Вторая разумеется была лучше. Так в стране стал созревать культ всего "домашнего".

Слово "домашнее" перестало быть просто прилагательным, оно стало брендом. В России этот бренд применить не к чему, и он почти не используется, хотя живёт в сознании. На одном сайте про вино одна дама оставила такой коммент:

Ну не могла я не отметить победу нашей сборной над Испанией бокалом красного сухого вина. Сначала мой взгляд привлекла бутылка, она из стекла, но оформлена как глиняная. Слово "домашнее" тоже внушает доверие.

Эта дама купила вино, будучи загипнотизирована словом, и даже не осознала, насколько это тупо. Это очень тупо. Но это работает.

Один российский блоггер, эмоционально описав грузинский винный подвал, далее заявил:

Если вы хотите попробовать именно такое «домашнее» подземное вино, покупайте у деревенских бабулек вдоль дороги, с вероятностью 99% оно будет как раз из такого грузинского погребка!

В мае 2018 года вышел "полный путеводитель" от известной компании "Орёл и Решка". Рерайтнув часть контента с этого вот сайта, орёлрешковцы не удержались от панегирика домашнему вину: "...здесь любой радушный хозяин будет рад угостить вас изумительным домашним вином, секрет приготовления которого передаётся из поколения в поколение...". Закрадывается подозрение, что этого домашнего вина они всё же не пили.

Что такое грузинское домашнее вино

В Грузии много винограда. Он растёт почти везде, а если где-то не растёт, то можно проехать 50 километров в сторону и купить там. Делать вино в Грузии легко, и его делают. И делали всегда. Почти все. Ну разве что кроме горцев. Хевсуры и тушинцы предпочитали пиво.

Итак, берут виноград. Любой. Я говорю "любой", потому что в подавляющем большинстве случаев продавец домашнего вина на рынке не может сказать, как называется этот сорт винограда. Выжимают сок. Заливают куда-нибудь: в стеклянные бутыли, пластиковые бочки, дубовые бочки, или даже в квеври . В последние нечасто, потому что с ними много возьни. Оно хранится в винном погребе, или на балконе или в гараже. (В Грузии домашнее вино часто называют "гаражным") Потом вино бродит. Потом его хранят. Где угодно. У домашнего вина нет общепринятой технологии, нет стандарта качества. Оно по определению получается разного качества, и потом его сортируют. Себе оставляют хорошее, на рынок спихивают плохое. "Бабульки у обочины" торгуют именно тем вином, которое не могут пить сами.

Иногда вино портится. Известны случаи, когда целый урожай фермерского хозяйства уходил в канализацию. Это потери тысяч долларов, но испорченное вино лицензированное хозяйство продать не сможет. А вот у домашнего вина контролера нет. Автор ничем не рискует. В конце концов, вштыривает же. И его пьют. Или продают. Если торговать незрелыми арбузами, то почему бы не торговать испорченным вином?

В Грузии домашнее вино не пьют боказами и не декантируют. Просто разливают по рюмкам, как водку. Ну или продают пивными кружками. Что само по себе показатель.

А ещё в Грузии растёт виноград Изабелла. Это практически сорняк, ухода не требует, растет где угодно, поэтому его можно найти в любом посёлке. Винзаводы его не принимают. Вероятно, существует некий не очень явный запрет. Да и просто приличия не позволяют. А вот домашнее вино из него делают. И даже очень часто. Сейчас в Грузии "Изабеллу" можно встретить только в виде домашнего вина. И ни в одном другом виде.

Значит ли это, что домашнее вино всегда плохое? Сложно сказать. С одной стороны, это всё же традиционный народный промысел, который существует уже очень много времени. Интересно же, как выглядит настоящее самодельное вино. Кроме того, если вы родились и выросли в Грузии, то вы с детства привыкли ко вкусу домашнего вина. Оно привычное, знакомое, своё, вы с ним в обнимку выросли. Оно вам действительно нравится.

Если вы приехали из России, то вы, вероятно, вообще не представляете мировых стандартов вина, и в домашнем вине для вас ничего странного нет. Может быть, для вас вино - это такая кислая дрянь, которую брутальные мужики пьют, чтобы стать ещё брутальнее. Было время, когда домашнее вино наливали в каждом тбилисском кабаке в пивные кружки. Кружка стоила 1,5 лари. Так точно было в 2010 и 2011 годах. И автор этого текста его пил, и думал, что вину положено быть именно таким.

Может ли домашнее вино быть хорошим? Теоретически может. Раза два в своей жизни автор этого текста сталкивался с неплохим домашним вином. Не с совсем хорошим, а просто с неплохим. Таким, которое можно пить, хотя дарить в виде подарка наверное не стоило бы. Считается, что самая высокая вероятность обнаружения хорошего домашнего вина - это на свадьбах.

И вот тут есть одна странность. Традиционность домашнего вина - сильный аргумент в его пользу. Но существует ещё и так называемое "фермерское вино". Это тоже грузинское вино, оно делается из грузинского винограда по той самой древней технологии, и делается в квеври . Всё, как при царице Тамаре. Только делается оно так, чтобы даже в Европе могли его купить. В итоге имеем хорошее, даже очень хорошее вино. Оно не похоже на то, что делают в Италии, но держится вполне на уровне. И оно дорогое. И вот это вино СОВСЕМ не похоже на домашнее. То есть, вообще.

Вы можете взять любое фермерское вино - у Шалаури, Окроашвили, Теледа, Дакишвили, Битарашвили - и у них будет очень много общего. Даже цена похожа - все примерно по 30 лари за бутылку. Но все эти вина никак не похожи на домашнее вино. Даже если оно сделано в соседнем доме.

В чём разница? Технология одинакова до мелочей. Разница только в отношении. Наверное, любой крестьянин, продающий на рынке домашнее вино за 2 лари литр, мог бы делать фермерское и продавать за 30 лари бутылка. Но он этого почему-то не делает. Что странно, все крестьяне Абхазии этого тоже не делают. Абхазское вино деревенского производства не тянет ни на какой уровень. Без исключений.

И в самой Грузии фермерский вина массово появляются всего лет пять назад. Еще в 2014 году такие хозяйства можно было по пальцам пересчитать. Что превращает грузинского крестьянина в "фермера"? Неизвестно.

Итак, если грузинское деревенское вино делать хорошо, оно перестаёт быть домашним и превращается в фермерское. Отсюда следует, что "домашнее" - это не бренд, а антибренд.

И тут пришли маркетологи

Не знаю, кто придумал лепить этикетки "домашнее" на заводские бутылки. Это мода 2017 - 2018 годов. И мода, привнесённая из России. Обычно российский заказчик сам разрабатывает дизайн этикетки. Это где-то в московских офисах некая светлая голова додумалась назвать бутылочное вино "домашним".

И вот винзавод "Вазиани" вынужден лепить на некоторые вина такие этикетки (см выше на картинке). Некий неведомый миру завод «Кварельский погреб» изобрёл вино «Кахетинское домашнее». Фирма GRW придумала «Home Georgian Wine» (Домашнее Грузинское Вино) и продаёт его в Россию по 245 рублей. Фирма Sagandzuri продаёт полусладкое «Алазанская Долина» в сериии «Домашнее вино».

Это наверное, очень очевидная вещь, но всё же скажу, что домашнее вино не бывает бутылочным. Для разлива в бутылки нужна лицензия, а для этого надо пройти проверки. И вино либо не пройдёт проверку, либо превратится в фермерское. И домашнее вино не бывает полусладким. Вернее, бывает, но исчезающе редко.

Поэтому бутылочное полусладкое "домашнее" вино - это если не мошенничество, то во всяком случае маркетинговая тупость. Примерно как соль без ГМО или шампунь с двойной формулой.

Маркетологи могли бы быть честными. Они могли бы продавать фермерские вина как "домашнее вино". И это было бы почти правдой или совсем правдой. Ведь фермерские вина соответствуют всем признакам домашнего, и отличаются только качеством. Но фермерские вина дорогие. А потребитель дорогих вин обычно умеет включать мозг и представляет собой трудную добычу для маркетологов. Поэтому фермерские вина нигде и никогда не позиционируются как домашние. Смех в том, что и домашнее вино невозможно продавать в промышленных масштабах. В итоге маркетологи пропихивают в массы то вино, которое предельно далеко от домашнего - заводское.

Но... Слово "домашнее" тоже внушает доверие.

Гибель тургруппы Дятлова - одно из самых загадочных и жутких происшествий 20 века, случившееся в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, когда при невыясненных обстоятельствах погибла группа туристов, возглавляемая Игорем Дятловым.

В момент, когда установив палатку на склоне горы Холатчахль (в переводе с мансийского - «Гора мертвецов»), туристы приготавливались ко сну, произошло нечто, заставившее их в панике покинуть убежище, пустившись кто в чем был вниз по склону. Позже все были обнаружены погибшими, предположительно от холода. Несколько человек имели сильные внутренние повреждения, как будто они упали с высоты или в них врезался автомобиль на скорости (при этом, существенных повреждений кожи обнаружено не было).

Группа состояла из лыжников турклуба Уральского политехнического института (УПИ, Свердловск): пяти студентов, трех инженеров-выпускников УПИ и инструктора турбазы, фронтовика Семена Золотарева. Руководителем группы был студент V курса УПИ, опытный турист Игорь Дятлов. Остальные участники группы тоже не были новичками в спортивном туризме, имея опыт сложных походов.

Один из участников похода Юрий Юдин выбыл из группы из-за радикулита при выходе на активную часть маршрута, благодаря чему единственный из всей группы остался в живых. Он первым опознавал личные вещи погибших и он же опознал трупы Слободина и Дятлова. В 1990-е годы был заместителем главы Соликамска по экономике и прогнозированию, председателем городского туристического клуба «Полюс». Людмила Дубинина прощается с Юдиным. Слева Игорь Дятлов с бамбуковыми лыжными палками (металлических тогда еще не было).

Первые дни похода по активной части маршрута прошли без каких-либо серьёзных происшествий. Туристы продвигались на лыжах вдоль реки Лозьвы, а затем вдоль её притока Ауспии. 1 февраля 1959 г. группа остановилась на ночлег на склоне горы Холатчахль (Холат-Сяхл, в переводе с мансийского - «Гора мертвецов») или вершины «1079» (на более поздних картах её высота дана как 1096,7 м), недалеко от безымянного перевала (позднее названного Перевал Дятлова).

12 февраля группа должна была дойти до конечной точки маршрута - посёлка Вижай, послать телеграмму в институтский спортклуб, а 15 февраля вернуться в Свердловск. Первым обеспокоенность выразил Юрий Блинов, руководитель группы туристов УПИ, которая подъезжала вместе с группой Дятлова от Свердловска до поселка Вижай и ушла оттуда на запад - к хребту Молебный Камень и горе Ишерим (1331). Также за судьбу родных стали волноваться сестра Саши Колеватова Римма, родители Дубининой и Слободина. Руководитель спортклуба УПИ Лев Семенович Гордо и кафедры физвоспитания УПИ А. М. Вишневский ещё день-два ожидали возвращения группы, поскольку ранее случались задержки групп на маршруте по разным причинам. 16-17 февраля они связались с Вижаем, пытаясь установить, возвращалась ли группа из похода. Ответ был отрицательным.

Поисково-спасательные работы были начаты 22 февраля, по маршруту направлен отряд. Вокруг на сотни километров нет ни одного населенного пункта, совершенно безлюдные места. 26 февраля на склоне горы Холатчахль была обнаружена палатка, присыпанная снегом. Стенка палатки обращённая вниз по склону была разрезана. Позднее палатку раскопали и обследовали. Вход в палатку был раскрыт, однако скат палатки, обращенный к склону, был разорван в нескольких местах. В одной из дыр торчала меховая куртка. Причем, как показала экспертиза, палатку резали изнутри.

У входа внутри палатки лежали печка, ведра, чуть дальше фотоаппараты. В дальнем углу палатки - сумка с картами и документами, фотоаппарат Дятлова, дневник Колмогоровой, банка с деньгами. Справа от входа лежали продукты. Справа рядом со входом валялись две пары ботинок. Остальные шесть пар обуви лежали у стенки напротив. Рюкзаки расстелены понизу, на них ватники и одеяла. Часть одеял не расстелена, сверху одеял - тёплые вещи. Рядом со входом обнаружен ледоруб, а на скате палатки брошен фонарик. Палатка оказалась совершенно пустой, людей в ней не было.

В ходе похода участники группы вели съемку несколькими фотоаппаратами, а также вели дневники. Ни фотографии, ни дневники, прочем, не помогли установить точную причину гибели туристов.

Дальше поисковикам начала открываться сплошная череда страшных и жестоких загадок. Следы вокруг палатки указывали на то, что вся группа Дятлова внезапно по непонятной причине покинула палатку, причем предположительно не через выход, а через разрезы. Причем люди выбежали из палатки на сильный холод без обуви и частично одетые. Группа отбежала около 20 метров в сторону, противоположную входу в палатку. Затем дятловцы плотной группой, практически шеренгой, в носках по снегу и морозу пошли вниз по склону. Следы указывают, что они шли рядом, не теряя друг друга из виду. Причем они не убегали, а именно обычным шагом отходили вниз по склону.

Примерно через 500 метров по склону следы потерялись под толщей снега. На следующий день, 27 февраля, в полутора километрах от палатки и ниже по склону на 280 м, возле кедра, были обнаружены тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко. При этом было зафиксировано: у Дорошенко обожжена стопа и волосы на правом виске, у Кривонищенко - ожог левой голени и ожог левой ступни. Рядом с трупами обнаружен костерок, который ушел в снег.

Спасателей поразило то, что оба тела были раздеты до нижнего белья. Дорошенко лежал на животе. Под ним - разломанный на части сук дерева, на который, видимо, он упал. Кривонищенко лежал на спине. Вокруг тел были разбросаны всякие мелкие вещи. На руках были многочисленные повреждения (ушибы и ссадины), внутренние органы переполнены кровью, у Кривонищенко отсутствовал кончик носа.

На самом кедре, на высоте до 5 метров, были обломаны ветки (часть из них лежала вокруг тел). Причем ветки толщиной до 5 см, на высоте были сначала подпилены ножом, а потом отломаны с силой как будто на них нависали всем телом. На коре остались следы крови.

Неподалеку обнаружили срезы ножом со сломами молодых пихт и надрезы на березах. Срезанные верхушки пихт и нож не обнаружили. При этом предположений, что их использовали для топки, не было. Во-первых, они плохо горят, а во-вторых, вокруг было относительно много сухого материала. Практически одновременно с ними в 300 метрах от кедра вверх по склону в направлении палатки было найдено тело Игоря Дятлова.

Он был слегка занесён снегом, полулежал на спине, головой в сторону палатки, приобняв рукой ствол березки. На Дятлове были лыжные брюки, кальсоны, свитер, ковбойка, меховая безрукавка. На правой ноге - носок шерстяной, на левой - хлопчатобумажный. Часы на руке показывали 5 часов 31 минуту. На лице был ледяной нарост, означавший, что перед смертью он дышал в снег.

На теле выявлены многочисленные ссадины, царапины, осаднения; на ладони левой руки зафиксирована поверхностная рана от второго до пятого пальцев; внутренние органы переполнены кровью. Примерно в 330 метрах от Дятлова, выше по склону под слоем плотного снега в 10 см было обнаружено тело Зины Колмогоровой.

Она была тепло одета, но без обуви. На лице были признаки кровотечения из носа. На кистях рук и ладонях многочисленные ссадины; рана со скальпированным лоскутом кожи на кисти правой руки; опоясывающее правый бок, переходящее на спину осаднение кожи; отёк мозговых оболочек.

Спустя несколько дней, 5 марта, в 180 метрах от места обнаружения тела Дятлова и 150 метрах от расположения тела Колмогоровой под слоем снега 15-20 см был найден труп Рустема Слободина. Он был также довольно тепло одет, при этом на правой ноге был валенок, надетый на 4 пары носков (второй валенок был обнаружен в палатке). На левой руке Слободина были обнаружены часы, которые показывали 8 часов 45 минут. На лице был ледяной нарост и были признаки кровотечения из носа. Характерным признаком последних трех найденных туристов был цвет кожи: по воспоминаниям спасателей - оранжево-красный, в документах судмедэкспертизы - красновато-багряный.

Поиски оставшихся туристов проходили в несколько этапов с февраля по май. И только после того, как снег начал таять, стали обнаруживаться предметы, которые указали спасателям нужное направление розыска. Обнажившиеся ветки и обрывки одежды привели в ложбину ручья примерно в 70 м от кедра, которая была сильно занесена снегом.

Большая палатка группы Дятлова, сшитая из нескольких небольших. Внутри размещалась портативная печка, сконструированная Дятловым.

Раскоп позволил найти на глубине более 2,5 м настил из 14 стволов небольших пихт и одной берёзы длиной до 2 м. На настиле лежал лапник и несколько предметов одежды. По положению этих предметов на настиле обнажились четыре пятна, выполненные как «посадочные места» для четырёх человек. Тела нашли под четырёхметровым слоем снега, в русле уже начавшего таять ручья, ниже и чуть в стороне от настила. Сначала нашли Людмилу Дубинину - она застыла, стоя на коленях лицом в склон у водопада ручья.

Мансийский «руны». Традиционная система мансийской индивидуальной «маркировки». Знаки называются «тамги» («тамга» в ед.ч.) У каждого манси есть своя личная тамга. Это как родовая визитка,подпись, которая оставляется в каких-либо памятных местах - как правило, местах охоты или стоянки. Допустим, охотник добыл лося, разделал его и оставил чтобы вывезти его позже. Он делает стёс и помечает его своей тамгой.

Остальные трое нашлись немного ниже. Колеватов и Золотарёв лежали в обнимку «грудь к спине» у кромки ручья, видимо, согревая друг друга до конца. Тибо-Бриньоль находился ниже всех, в воде ручья. На трупах, а также в нескольких метрах от них обнаружена одежда Кривонищенко и Дорошенко - брюки, свитеры. Вся одежда имела следы ровных разрезов, так как снималась уже с трупов Кривонищенко и Дорошенко. Погибшие Тибо-Бриньоль и Золотарёв обнаружены хорошо одетыми, хуже одета Дубинина - её куртка из искусственного меха и шапочка оказались на Золотарёве, разутая нога Дубининой завёрнута в шерстяные брюки Кривонищенко. Около трупов обнаружен нож Кривонищенко, которым срезались у костров молодые пихты. На руке Тибо-Бриньоля обнаружено двое часов - одни показывали 8 часов 14 минут, вторые - 8 часов 39 минут.

При этом все тела имели страшные травмы, полученные еще прижизненно. У Дубининой и Золотарёва были переломы 12 рёбер, у Дубининой - и с правой, и с левой стороны, у Золотарёва - только с правой. Позже экспертиза определила, что такие травмы можно получить только от сильного удара, подобного удару автомобиля, движущегося на большой скорости или падения с большой высоты. Камнем в руке человека такие травмы нанести невозможно. Кроме того у Дубининой и Золотарёва отсутствуют глазные яблоки - выдавлены или удалены. А у Дубининой вырван язык и часть верхней губы. У Тибо-Бриньоля вдавленный перелом височной кости. Очень странно, но при экспертизе обнаружилось, что одежда (свитер, шаровары) содержат нанесенные радиоактивные вещества с бета-излучением.

По мнению специалистов, начало восхождения на гору в сильную непогоду было ошибкой Дятлова, которая возможно и стала причиной трагедии.

Последнее и самое загадочное фото. Одни считают, что этот кадр был сделан кем-то из группы Дятлова, когда опасность начала приближаться. По мнению других, этот кадр был сделан когда пленку вынимали из фотоаппарата для проявки.

Вот схематическая картинка гипотетического происшествия и обнаруженных тел. Большинство тел группы были найдены в положении «головой к палатке», и все расположены на прямой лини от разрезанной боковины палатки, на протяжении более 1,5 километров. Колмогорова, Слободин и Дятлов погибли не во время отхода из палатки, а наоборот, на пути обратно в палатку.

Вся картина трагедии указывает на многочисленные загадки и странности поведения дятловцев, большинство из которых практически необъяснимы.

Почему они не убегали от палатки, а отходили шеренгой, обычным шагом?

Зачем им нужно было разжигать костер у высокого кедра на продуваемой ветрами площадке?

Зачем они ломали ветви кедра на высоте до 5 метров, когда вокруг было много маленьких деревьев для костра?

Как они могли получить такие страшные травмы на ровной местности?

Почему не выжили те, кто дошел до ручья и соорудил там лежаки, ведь даже на морозе там можно было продержаться до утра?

И наконец, самое главное - что заставило группу одновременно и в такой спешке покинуть палатку практически без одежды, без обуви и без снаряжения?

Обнаруженная поисковой группой палатка:

Первоначально в убийстве подозревали местное население северного Урала - манси. Под подозрение попали манси Анямов, Санбиндалов, Куриков и их родня. Но ни один из них не брал вину на себя. Они скорее сами были напуганы. Манси говорили, что видели над местом гибели туристов странные «огненные шары». Они не только описали это явление, но и нарисовали его. В дальнейшем рисунки из дела исчезли или до сих пор засекречены. «Огненные шары» в период поисков наблюдали и сами спасатели, а также другие жители Северного Урала.

А 31 марта произошло весьма примечательное событие: все члены поисковой группы, находившиеся в лагере в долине Лозьвы, увидели НЛО. Валентин Якименко, участник тех событий, в своих воспоминаниях весьма ёмко описал случившееся: «Рано утром было ещё темно. Дневальный Виктор Мещеряков вышел из палатки и увидел движущийся по небу светящийся шар. Разбудил всех. Минут 20 наблюдали движение шара (или диска), пока он не скрылся за склоном горы. Увидели его на юго-востоке от палатки. Двигался он в северном направлении. Явление это взбудоражило всех. Мы были уверены, что гибель дятловцев как-то связана с ним.» Об увиденном было сообщено в штаб поисковой операции, находившийся в Ивделе. Появление в деле НЛО придало расследованию неожиданное направление. Кто-то вспомнил, что «огненные шары» наблюдались примерно в этом же районе 17 февраля 1959 г. о чём в газете «Тагильский рабочий» была даже публикация. И следствие, решительно отбросив версию о «злонамеренных манси-убийцах», принялось работать в новом направлении. Хорошо сохранившиеся следы дятловцев:

В преданиях манси говорится, что во времена всемирного потопа на горе Холат-Сяхыл раньше пропали 9 охотников – “погибли от голода”, “сварились в кипящей воде”, “сгинули в жутком сиянии”. Отсюда и название этой горы - Холатчахль, в переводе – Гора Мертвецов. Гора не является священным местом для манси, скорее наоборот – эту вершину они всегда обходили стороной. Обнаружение сделанного дятловцеми лабаза с запасами, которые они оставили здесь, чтобы не тащить на гору лишний груз. Одно из странных обстоятельств дела состоит в том, что спасаясь от неизвестной опасности, туристы направились не к лабазу, где было еда и теплые вещи, а в другую сторону, как будто путь к лабазу что-то преграждало.

Существует множество версия произошедшего, которые можно разделись на 4 группы: стихийные (на палатку сошла лавина, палатка обвалилась под тяжестью нападавшего снега, нападавший на палатку снег затруднил дыхание туристов, что заставило их покинуть палатку и т.п., воздействие образовавшегося в горах инфразвука, шаровая молния, сюда также можно отнести версии с нападением диких животных и случайное отравление), криминальные (нападение манси, беглых зэков, спецслужб, военных, иностранных диверсантов, нелегальных золотодобытчиков, а также ссора между туристами) и техногенные (испытания секретного оружия (например, вакуумной бомбы), наезд на палатку аэросаней или другой техники и проч.) и, наконец, фантастические (злые духи гор, НЛО, снежный человек, воздушные электроразрядные взрывы осколков кометы, тороидальный смерч и проч).

Существует версия А. И. Ракитина, по которой в состав группы входили законспирированные сотрудники КГБ: Семён Золотарёв, Александр Колеватов и, возможно, Юра Кривонищенко. Один из них (Колеватов либо Кривонищенко), изображая антисоветски настроенного молодого человека, за некоторое время до похода был «завербован» иностранной разведкой и договорился под прикрытием похода на маршруте встретиться с иностранными шпионами, замаскированными под другую тургруппу, и передать образцы радиоактивных материалов со своего предприятия в виде предметов одежды, содержащих радиоактивную пыль (в действительности же это была «контролируемая поставка» под наблюдением КГБ). Однако шпионы раскрыли связь группы с КГБ (возможно, при попытке их фотографирования) либо, наоборот, сами допустили ошибку, позволившую непосвящённым членам группы заподозрить, что они не те, за кого себя выдают (неправильно употребили русскую идиому, обнаружили незнание общеизвестного для жителей СССР факта и т. п.). Решив устранить свидетелей, шпионы заставили туристов раздеться на морозе и покинуть палатку, угрожая огнестрельным оружием, но не применяя его, чтобы смерть выглядела естественной (по их расчётам, жертвы должны были неминуемо погибнуть ночью от холода). Труп Игоря Дятлова в носках:

Стоит отметить, что во все времена гибло немало туристов. В основном от холода. Таким образом, гибель группы туристов зимой сама по себе не была чем-то экстроординарным. Из ряда вон выходящей ее сделали различные загадочные обстоятельства. Особенность происшествия заключается в том, что все «реалистичные» версии (как, например, версия о лавине) упираются в эти необъяснимые нюансы и нестыковки, что и наводит на мысль о том, что группа столкнулась с чем-то из разряда «непознанного». Официтальная версия гласила: «Учитывая отсутствие на трупах наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной их гибели явилась стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии».

Гибель дятловцев пришлась на последний период существования старой системы поддержки самодеятельного туризма, имевшей организационную форму комиссий при Спорткомитетах и Союзах Спортивных Обществ и Организаций (ССОО) территориальных образований. На предприятиях и в вузах существовали туристические секции, но это были разрозненные организации, слабо взаимодействующие друг с другом. С возрастанием популярности туризма стало очевидно, что имеющаяся система не справляется с подготовкой, обеспечением и поддержкой туристических групп и не может обеспечить достаточный уровень безопасности туризма. В 1959 году, когда погибла группа Дятлова, количество погибших туристов не превысило 50 человек за год по стране. Уже в следующем, 1960 году, количество погибших туристов практически удвоилось. Первой реакцией властей была попытка запретить самодеятельный туризм, что и было сделано постановлением от 17 марта 1961 года. Но запретить людям добровольно пойти в поход по вполне доступной местности невозможно - туризм перешёл в «дикое» состояние, когда ни подготовку, ни экипировку групп никто не контролировал, маршруты не согласовывались, за контрольными сроками следили только друзья и близкие. Эффект последовал сразу же: в 1961 году количество погибших туристов превысило 200 человек. Поскольку группы не документировали состав и маршрут, иногда не было сведений ни о численности пропавших, ни о то том, где их искать. Труп Дубининой у ручья:

Постановлением ВЦСПС от 20 июля 1962 года спортивный туризм снова получил официальное признание, его структуры были переданы в ведение ВЦСПС (профсоюзов), созданы советы по туризму, комиссии при ССОО были упразднены, организационная работа по поддержке туризма была во многом пересмотрена и реформирована. Началось создание клубов туристов по территориальному признаку, но работа в организациях не ослабла, а усилилась благодаря появившейся широкой информационной поддержке за счёт обмена опытом самодеятельных организаций. Это позволило преодолеть кризис и обеспечить функционирование системы спортивного туризма на несколько десятилетий. Тело Игоря Дятлова:

Спецорганы предлагали родным погибших похоронить их в ближайшем к перевалу поселке, но те настояли, чтобы тела привезли домой. Всех ребят похоронили в братской могиле на Михайловском кладбище в Свердловске. Первые похороны прошли 9 марта 1959 года при большом скоплении народа. По свидетельству очевидцев, лица и кожа погибших ребят имели багрово-синюшный оттенок. Тела четверых студентов (Дятлова, Слободина, Дорошенко, Колмогоровой) были захоронены в Свердловске на Михайловском кладбище. Кривонищенко был похоронен родителями на Ивановском кладбище Свердловска. Похороны туристов, найденных в начале мая, состоялись 12 мая 1959 года. Троих из них - Дубинину, Колеватова и Тибо-Бриньоля - похоронили рядом с могилами их товарищей по группе на Михайловском кладбище. Золотарёв был похоронен на Ивановском кладбище, рядом с могилой Кривонищенко. Все четверо были похоронены в закрытых гробах. В начале 1960-х на месте гибели туристов установили мемориальную доску с их именами и надписью «Их было девять». На каменном останце на перевале Дятлова экспедицией 1963 года установлена мемориальная доска в память «дятловцам», затем в 1989 году там установлена ещё одна мемориальная доска. Летом 2012 года на останце были закреплены 3 пластины с изображением страниц журнала «Уральский следопыт» с публикациями о «дятловцах».

Позже было написано масса статей и книг на эту тему, снято несколько документальных фильмов. В 2011 году британская компания Future Films взялась за экранизацию книги Алана К. Баркера «Перевал Дятлова» в стиле «фильма ужасов», в феврале 2013 года в прокат вышел фильм Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова». Перевал Дятлова в наши дни:

  1. Хочу написать и обсудить с вами загадочную и таинственную историю про Перевал Дятлова. Что случилось на самом деле? В чем причина гибели девятерых молодых и опытных туристов? И сейчас тайна перевала Дятлова - предмет изучений, споров, домыслов среди путешественников, учёных, криминалистов.

    В 1959 году группа студентов на зимних каникулах решила отправиться в поход. Группе предстояло пройти очень сложный маршрут в три с половиной сотни километров, планировалось, что он продлится минимум шестнадцать дней по плоским безлесным, занесённым снегом, безлюдным горам Северного Урала. Изначально этот маршрут имел третий (самый высокий) уровень сложности.

    В составе группы были студенты старших курсов и выпускники Уральского политехнического института (Свердловск, сейчас - Екатеринбург). Все - опытные туристы, с опытом, хорошо стоящие на лыжах.

    Среди участников похода был также инструктор - Семен Золотарев (в последние годы Семён, при всрече представлявшийся Александром, работал учителем физкультуры в очень секретном городе на Ставрополье - Лермонтове). Кстати, по воспоминаниям, Семен Золотарев очень хотел, прямо-таки рвался в этот поход, загадочно намекая близким, что идет в него за каким-то открытием.

    Руководил группой студент 5-го курса УПИ - Игорь Дятлов.

    В конце января 1959 года группа покинула Свердловск и отправилась в путь.

    В самом начале пути один из членов группы - Юдин Юрий - покинул ребят, он простыл по дороге (ребятам пришлось долго ехать по морозу на грузовике с открытым верхом), к тому же у него обнаружились проблемы с ногой. Именно этот человек последним видел ребят живыми. Юрий Юдин умер недавно, в 2013 году, по своей же просьбе был захоронен там, где и остальные члены этой загадочной экспедиции, на Михайловском кладбище, в городе Екатеринбурге.

    Все события того похода были восстановлены в хронологическом порядке на основании записей, сделанных самими участниками группы. Сначала туристы двигались по пути манси (древней народности Урала), накатанному оленьей упряжкой, вдоль реки, потом начался подъем в горы.

    Ребята фотографировались, записывали события каждого дня в дневник, придумывали и пробовали, как эффективнее расходовать силы в дороге. В общем, ничего не предвещало беды. На свой последний ночлег группа расположилась первого февраля.

    Поиск группы туристов начали шестнадцатого февраля 1959 года, хотя в пункте прибытия - посёлке Визжай - по плану ребята должны были появиться ещё двенадцатого февраля. Но группа могла задержаться, такое уже бывало, поэтому четыре дня поиски не начинали. Конечно, первыми забеспокоились родственники и друзья ребят.

    Первые следы остановки лагеря были обнаружены двадцать пятого февраля, в трех сотнях метрах от вершины горы Холатчаль. Название горы - Холатчаль - переводится с языка манси как "гора мертвецов". Это был не последний пункт на пути туристов-альпинистов.

    Группа двигалась к горе Отортен, вот ее название переводится с языка манси как "не ходи туда". Первыми найденными вещами стали изрезанная изнутри палатка с вещами членов группы и некоторое их снаряжение.

    Палатка была установлена по правилам альпинистов - на лыжах, с веревками, против ветра. Уже позже следствие выяснит, что порезы на стенах палатки изнутри сделали ребята сами, чтобы выйти из нее.

    Вот схема местности, где были обнаружены тела членов группы Дятлова

    Первые тела членов экспедиции Дятлова нашли на следующий день менее, чем в паре километров от места стоянки. Это были два парня - оба - по имени Юрий: Дорошенков и Кривонищенко. Рядом с телами находился потухший костёр. Поисковиков-спасателей, среди которых были опытные туристы, поразило то, что оба парня были почти полностью раздеты.

    Недалеко был найден Игорь Дятлов: с коркой льда на лице, он прислонился к дереву, рука обнимала ствол. Игорь был одет, но не обут, на ногах -только носки, но разные - тонкий и шерстяной. Перед смертью, вероятно, он двигался к палатке.

    Ещё выше по склону горы под снегом нашли тело Зинаиды Колмогоровой. На ее лице были заметны следы крови - вероятно, кровотечения из носа. Девушка также была без обуви, но одета.

    А ещё, только неделю спустя, под толщей снежного покрова, нашли тело Рустема Слободина. И снова - следы кровотечения на лице, и снова - в одежде. Но вот обувь (валенок) был только на одной ноге. Пару от этого валенка нашли в палатке, на оставленном месте стоянки группы. При осмотре тела выявили, что у молодого человека был проломлен череп, и это могло быть либо от удара тупым предметом, или от того, что череп треснул при промерзании головы.

    Тела последних четырёх членов группы удалось найти лишь четвёртого мая 1959 года в сотне метров от того места, где обнаружили первых погибших ребят. Людмилу Дубинину нашли у ручья, без верхней одежды, ноги девушки были обмотаны мужскими брюками. Экспертиза установила, что у Дубининой произошло кровоизлияние в сердце и были переломаны ребра. Тела ещё двоих ребят - Александра Колеватова и Семена Золоторёва - нашли неподалёку, они лежали вплотную друг к другу, причем на одном из парней была надета куртка и шапка Людмилы Дубининой. У Золотарёва также были переломаны ребра. Последним нашли тело Николая Тибо-Бриньоля. У него обнаружили вдавленный перелом костей черепа. Одежда на последних найденных членах группы принадлежала двум первым обнаруженным ребятам (Дорошенко и Кривонищенко), характерно, что одежда было вся порезанной таким образом, что было очевидно - ее снимали уже с погибших молодых людей...

  2. Итак, что же стало причиной гибели группы Дятлова? Чем так опасен перевал Дятлова, что случилось на самом деле в то далекое время?

    Следствие было прекращено двадцать восьмого мая 1959 года за отсутствием улик, указывающих на состав преступления.

    По найденным записям, фотографиям, вещам погибших выяснили, что группа, разбив лагерь и остановившись на ночлег, вдруг покинула место стоянки ночью. В стенах палатки по невыясненной причине были сделаны вырезы, ещё более странным выглядело то, что ребята ушли без обуви, хотя бы потому, что на улице был мороз -25 градусов.

    Далее - группа поделилась. Кривонищенко и Дорошенко развели костёр, но заснули и замерзли. Четверо (те, чьи тела были обнаружены последними), травмировались, предположительно - при падении со склона горы и замерзли. Остальные, среди которых руководитель группы Игорь Дятлов, пытались вернуться в палатку, опять предположительно - за одеждой и медикаментами, но обессилили и замерзли.

    Официально установленной причиной гибели группы Дятлова стало замерзание. При этом есть сведения, что было создано предписание "всё засекретить" и сдать в архив Свердловской области, где они и хранятся сейчас, хотя положенный для хранения срок в 25 лет уже прошёл.

    Но обнаруженные факты дают почву и для альтернативных и даже - аномальных версий.

    Например, версия о том, что на группу Дятлова было совершено нападение. Но кто напал? Побегов из мест лишения свободы, которых в достатке в тех местах, на тот период не было, значит, это - не беглые заключённые. Тем более в куртке Игоря Дятлова (ее нашли в палатке) обнаружили деньги в кармане, и все вещи членов группы так и остались лежать в месте ночлега, в палатке нетронутыми.

    Версия о нападении на экспедицию коренных жителей Урала - народа манси - рассматривалась: чужеземцы зашли на священную для манси гору, однако, не подтвердилась следствием. Ну и разбитая голова была только у одного члена группы, для остальных причиной гибели стало замерзание. Были травмы, но они могли быть и при падении. И именно манси передали следствию рисунки, изображавшие якобы увиденные ими световые шары в то время недалеко от места гибели группы Дятлова.
    Нападение на туристов диких животных не рассматривали сразу: в этом случае группа должна была убегать, но следы говорили о покидании палатки "не бегом". Следы были странными: то сходились, то расходились, как- будто неведомая сила сталкивала и разводила людей. Да и следов каких-либо посторонних на месте лагеря найдено не было.

    Не нашла подтверждений и была отвергнута следствием версия о какой- то техногенной катастрофе или аварии. Однако, кое-где на деревьях были видны следы обожжения, причем следов плавления снега рядом обнаружено не было. Но источника этих признаков найдено не было. И следы радиации на одежде и личных вещах погибших обнаружены были, не в столь значительном, но в достаточном количестве, чтобы говорить о пребывании погибших в течение какого-то времени в радиоактивной зоне. Всплывала версия о том, что ребята из группы Дятлова стали невольными свидетелями секретного правительственного испытания, и их таким образом убрали, как лишних свидетелей. Эту версию пытались раскрутить западные СМИ.

    Версия о неком стихийном бедствии может показаться правдоподобной. Ну, например, снежная лавина перекрыла вход в палатку в лагере, отсюда - необходимость вырезать полотно изнутри. Но здесь опять вопрос - группа покидает палатку без обуви, как-будто, в спешке, но дальше идет спокойным шагом. Ну, обувь то можно было надеть, тем более по всем правилам ночлега обувь у туристов лежала под головой. Почему не взяли вещи из палатки? И опять версия - очередная снежная лавина засыпала палатку, достать из-под снега припасы и снаряжение было невозможно и члены группы начали спускаться от этого места. Потом хотели вернуться, но травмировались, обморозились и погибли.
    Были обнаружены и незначительные ожоги на телах погибших. Возможно, причина - шаровая молния, да ещё манси говорили о каких-то световых шарах. Причем об этих шарах говорили не только манси.

    Совершенно неубедительная, на мой взгляд, версия, об отравлении - алкогольном, наркотическом или случайном, так называемом патогенном от заражённых консервов, например. Те, кто предлагал такие версии, опираются на неадекватность внешнего вида и поведения ребят. Ну и, как возможный вариант-продолжение - напились-потеряли голову-разругались, покалечили друг друга мне совсем не нравится.

    Не обошлось без версии о нападении инопланетян. Как-будто кто-то с другой планеты бессвязно и "не по-людски" издевался над членами группы, начиная с того, что выманил всех из палатки. В эту версию "вписываются" светящиеся шары, о которых говорили манси. Но дальше домысла версию развить не удалось. Хотя про НЛО тему обсуждают активно.

    Ну и политическая гипотеза, публикую, потому что с ней однажды столкнулась при подготовке материала. Группа Дятлова - завербованные агенты КГБ, шли "на дело", а именно - встретиться с иностранными агентами, выдавая себя за их пособников. Но на месте встречи иностранцы поняли, что эти "пособники" работают на КГБ и расправились с ними - убивать не убивали, но раздели и сняли обувь, на морозе смерть в таком случае - дело времени. Видимо, версия от автора шпионских романов.

    При подготовке материала мне попалась ещё одна версия, опишу кратко. Якобы, был взрыв, получившийся от скопления титана под местом возведения костра. Взрыв имел направленное действие, это объясняет травмы некоторых участников группы. Дальше - это их испуг, метания, покидание палатки, потом, когда всё стихло, они пытались вернуться в лагерь, но замерзли или умерли от травм.

    В соответствующих сообществах ходит байка про "черного альпиниста": это призрак погибшего альпиниста - человека. Многие покорители гор утверждают, что видели этого черного призрака. И, как правило, встреча с ним - предвестник беды.

    Каких только слухов нет по поводу трагедии на перевале Дятлова! Говорят, что внутренние органы погибших были вывезены в Москву для экспертизы. И что всем, принимавшим участие в поиске, пришлось подписывать бумагу о неразглашении тайны увиденного. И что фотограф, снимавший тела погибших первым, погиб вместе с женой в автокатастрофе. И совершенно неожиданно, в бане, застрелился чекист, который вплотную занялся изучением этого дела.

    Место, действительно, загадочное. В январе уже 2016 года туристы из Перми обнаружили на месте трагедии в палатке на перевале Дятлова труп мужчины, на вид около пятидесяти лет. Это я сама по телевизору видела. А вот еще одна история "гуляет" в Интернете, но уже от 1961 года. Якобы, группа питерских альпинистов в составе девяти (роковое число) человек также при загадочных обстоятельствах погибла в районе перевала Дятлова. Но там - секрет секретный, информация противоречивая, утверждать точно не берусь. Погиб и летчик, летавший к месту перевала Дятлова. Причём, свою смерть он, по воспоминаниям жены, предчувствовал, но говорил, что туда, к перевалу его словно манит что-то. И вот однажды, совершая вынужденную посадку в горах на вертолёте, он погиб.

    Сейчас перевал Дятлова - и достопримечательность и оживлённый туристический маршрут.

    Он является ещё и как бы транзитным участком к другим красивейшим местам Северного Урала.

    В Интернете есть предложения для интересующихся войти в состав формирующейся группы и пройти путь, который планировали пройти ребята из группы Дятлова. Предложение с оговоркой - желающие должны быть в отличной физической форме: поход сложный, есть труднопроходимые участки, встречаются перепады высоты. Интерес к мистической и загадочной гибели группы туристов на перевале не уменьшается среди ученых и прочих следопытов. Есть даже компьютерная игра, написанная по материалам тех событий. Написаны книги и сняты фильмы, но тайна перевала Дятлова всё ещё не раскрыта...

  3. Альпинизм -опасное увлечение. И жестокое. Сколько уже было писано-переписано, как команды бросают своих же замерзать и умирать, если те не могут продолжить движение с группой.
    Часто на высоте начинается кислородное голодание, от которого людей бросает в жар и они сами сдирают с себя одежду. Может возникнуть кровотечение, ну и галлюцинации.
    Можно предположить, что
    И этот взрыв выпалил весь кислород на площадке. Через некоторое время всё стабилизировалось, однако слишком поздно. Ребята уже успели задохнуться и замёрзнуть.

© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции