18.03.2022

Чьи эстетические. Чьи эстетические вкусы являются определяющими? советского общества или современной России? Поджанры и попытки найти выход


В 1971 г. был сделан вывод о том что вВ 1971 г. был сделан вывод о том что в СССР возникла новая историческая общность-советский народ. В это

общество включалось и всё население БССР. Кем считали себя жители республики- советскими людьми или белорусами?

10. 1920-е гг. характеризуются обилием новых направлений и форм в советской культуре. Как изменилась политика Советского государства в области культуры в

1930-е гг.? Какие факторы влияли на социокультурные процессы в советском обществе?

1)Осуществление,какого мероприятия не было предусмотрено экономической реформой 1965 г? А)создание на предприятиях фонда материального

стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств

В)улучшение системы планирования

2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8

3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?

В)легковые автомобили

4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?

А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию

Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан

В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности

5)В период руководства страной Л.И Брежневым

А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена "руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка

Г) началась приватизация

6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)

А)отказ от плановой системы

Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства

Г)использование материальных стимулов к труду.

7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина

А)передача функций министерства совнархозам

Б) рост объема промышленного производства

В) приватизация мелких предстриятий торговли

8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется

А)диссидент

Б)компромат

В)ренегат

Г)бюрократ

9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)ликвидация МТС

В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы

Д)приятие программы химизации и мелиорации

Е) установление пенсий колхозникам

10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?

А) советы народных депутатов всех уровней

Б)Коммунистическая партия

В) союз коммунистов и беспартийных.

В7. Прочтите отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС.

«Товарищи!
На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность - обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.
Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, - вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступивший с данным докладом, - М.С. Горбачев
2) на съезде руководитель партии выступил с докладом о культе личности И.В. Сталина
3) доклад относится к периоду «оттепели»
4) выступление относится к 1986 г.
5) результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет
6) перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» - свои посты покинули многие прежние руководители
Ответ:

В 1971 г. был сделан вывод о том что вВ 1971 г. был сделан вывод о том что в СССР возникла новая историческая общность-советский народ. В это

общество включалось и всё население БССР. Кем считали себя жители республики- советскими людьми или белорусами?

10. 1920-е гг. характеризуются обилием новых направлений и форм в советской культуре. Как изменилась политика Советского государства в области культуры в

1930-е гг.? Какие факторы влияли на социокультурные процессы в советском обществе?

1)Осуществление,какого мероприятия не было предусмотрено экономической реформой 1965 г? А)создание на предприятиях фонда материального

стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств

В)улучшение системы планирования

2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8

3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?

В)легковые автомобили

4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?

А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию

Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан

В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности

5)В период руководства страной Л.И Брежневым

А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена "руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка

Г) началась приватизация

6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)

А)отказ от плановой системы

Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства

Г)использование материальных стимулов к труду.

7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина

А)передача функций министерства совнархозам

Б) рост объема промышленного производства

В) приватизация мелких предстриятий торговли

8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется

А)диссидент

Б)компромат

В)ренегат

Г)бюрократ

9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)ликвидация МТС

В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы

Д)приятие программы химизации и мелиорации

Е) установление пенсий колхозникам

10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?

А) советы народных депутатов всех уровней

Б)Коммунистическая партия

В) союз коммунистов и беспартийных.

В7. Прочтите отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС.

«Товарищи!
На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность - обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.
Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, - вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступивший с данным докладом, - М.С. Горбачев
2) на съезде руководитель партии выступил с докладом о культе личности И.В. Сталина
3) доклад относится к периоду «оттепели»
4) выступление относится к 1986 г.
5) результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет
6) перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» - свои посты покинули многие прежние руководители
Ответ:

1. Определение понятия эстетический вкус

2. Формирование и развитие эстетического вкуса

3. Особенности понятия художественный вкус

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что эстетический и художественный вкус – это разные наименования одного и того же явления или это разные модификации некоего психического механизма. Если второе верно, то чем художественный вкус отличается от эстетического? Может они реально существуют в многообразии конкретных вариаций.

Эстетический вкус – это понятие более широкое, чем вкус художественный, который проявляется в отношении к искусству. Художник, обладая художественным вкусом, имеет, безусловно, и эстетический вкус, проявляет свое эстетическое отношение к объективной реальности в целом, и к отдельным ее областям. Художественный вкус художника – это и чувствование, понимание красоты в жизни, это и передача чувства прекрасного в произведениях искусства.

Цель работы – изучить особенности эстетического и художественного вкуса.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать определение понятия эстетический вкус;

2. Изучить формирование и развитие эстетического вкуса;

3. Раскрыть особенности понятия художественный вкус.

Эстетический и художественный вкус человеку не дается с рождения, так же как и способности; он развивается с развитием человека, его органов чувств, психики, его опыта познания жизни.


1. Определение понятия эстетический вкус

Эстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус – это «способность судить о красоте». Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом. О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.

В чем причина такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой?

Сразу оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят и спорить было бы просто неразумно. Но это из области чисто физиологического вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей человека и отчасти его психологической своеобразия. Это, скорее, не вкус, а преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного значения, не затрагивают интересов другого человека.

Совсем другое дело – эстетический вкус. Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но принадлежит совсем к другой сферы – сферы общественной, социальной. Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.

Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуального отбора эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформування. Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенности, целостности, то есть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Отличительная особенность здесь состоит в том, что кроме таких индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает также индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальными ценностями и преимуществами.

2. Формирование и развитие эстетического вкуса

Становление личности – процесс длительный, не завершается окончательно никогда. Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус. В возрасте 18–25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.

Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности

Часто эстетический вкус сводят только к внешним форм его проявления, Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус – не только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального выражения. Потому что личность, обладающей эстетическим вкусом, не следует слепо за модой, и если модная одежда деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательным она может быть по отношению к формам поведения и общения. Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения или совместной деятельности. Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом.

В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности – от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений. Каждый музыкант есть и своим собственным слушателем. Вместе с тем каждый слушатель индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст. Такой процесс восприятия можно назвать субъективным.

Сущность познания заключается не только в осмыслении определенного музыкального произведения в истории музыкального искусства, даже в осмыслении эволюции искусства. Так начинает срабатывать эволюционно-синергетический метод, направленный на целостное овладение мира музыкальных ценностей.

3. Особенности понятия художественный вкус

Эстетический вкус имеет также и особую модификацию – художественный вкус. Развивается он на базе эстетического и влияет в свою очередь на него. Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой. Но поскольку содержанием искусства является все та же система общественных ценностей, только представленная в художественной форме, то, как и эстетический, художественный вкус становится предметом споров, по крайней мере с тех пор, как возникло само понятие вкуса

Этот спор не только возможно, но и необходимым именно потому, что касается ценностей, которые касаются самой духовной структуру человеческой личности, то есть ценностей личностно значимых и определяющих не только характер личностного самосознания, но и характер индивидуальной жизнедеятельности, индивидуальной жизнестроительства. Поэтому личность как общественное существо заинтересована в общественном признании тех, ценностей, которые определяют систему его духовности, ее ориентиры и жизненные потребности.

В такой же мере, как и по отношению к личности, эстетический и художественный вкус могут характеризовать страсти, симпатии и антипатии социальной группы или класса. Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных условий, и в классовом обществе он всегда несет на себе отпечаток классовых предпочтений, целей и ценностей. Единых эстетических вкусов и норм, пригодных для всех времен и народов, для всех общественных групп, не существует. Очень хорошо это замеченное Н.Г. Чернышевским, ярко показал, насколько отличаются эталоны женской красоты в зависимости от условий существования простого народа и зажиточного класса. Поэтому необходимо приучать студентов тактично и терпимо относиться к мнению других людей, признавая за ними равное право на самостоятельный поиск и самостоятельную мысль.

Вкус (эстетический) Вкус эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. В. представляет собой результат длительного исторического развития. В процессе общественной практической деятельности создаётся человеческий вкус к природе, «... музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, ‒ короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Особое значение для воспитания В. имеет искусство .

В эстетике нового времени вплоть до 19 в. шли споры, какую природу имеет В.: рациональную или иррациональную, основывается он на разуме или на чувстве, является прирождённой или воспитываемой способностью, имеют его суждения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория В. получила рационалистическое решение в сочинениях Н. Буало , Ш. Баттё, Ш. Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, находившегося под влиянием рационалистической философии Декарта, основой В. считается изучение произведений древности, а его главными признаками ‒ правдоподобие, разумность, ясность. В английской эстетике 17‒18 вв. понятие В. приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл: согласно А. Шефтсбери и Г. Хому , истинный В. обусловлен не умом и знанием, а характером, гармонической уравновешенностью в человеке различных аффектов. В. проявляется не в следовании стеснительным правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Английские философы Ф. Хатчесон, а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетического В., коренящуюся в общности психофизиологической организации всех людей. Д. Юм акцентировал субъективность вкуса («о вкусах не спорят»).

И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) указал на основную трудность теории вкуса: В. должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющимся рассудочным правилам. Никакие логические доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится, и вместе с тем в природе В. заложено притязание на то, что прекрасное для одних людей должно быть прекрасным для всех. Противоречие это, по Канту, неразрешимо: «правила В.» не могут быть сформулированы теоретически и В. может развиваться лишь при постоянном непосредственном восприятии гениальных художественных произведений, являющихся образцом вкуса. Г. Гегель подверг критике универсализацию понятия В., в особенности применительно к оценке и восприятию художественных произведений.

Марксистско-ленинская эстетика отрицает абстрактный нормативизм в подходе к В. и рассматривает его как выражение общественно-исторической культуры человека, проявляющейся во всех областях человеческой жизни ‒ художественном творчестве, многообразных видах трудовой деятельности, в быту, поведении людей и т.п. Видя во В. не только способность к созерцанию и пассивной оценке, но прежде всего способность к творчеству, марксистская эстетика преодолевает созерцательный подход в истолковании В., свойственный просветительской эстетике 18 в., и подчёркивает его деятельную природу и общественную предметную обусловленность. По словам К. Маркса, «предмет искусства... создает публику, понимающую искусство... и способную наслаждаться красотой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 718). Формирование и развитие В. составляет предмет эстетического воспитания . В ряду проблем социологии В. важное значение имеет конкретное исследование влияния средств массовой коммуникации на формирование эстетических оценок.

Лит.: Маца И. Л., Об эстетическом вкусе, М., 1963; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 93‒100, 140‒143, 160‒162, 166‒172, 274, 284‒288, 295‒297, 299‒307, 362‒364, 383‒390, 407‒409, 491‒492, 571‒575, 804, 818; Лосев А. Ф. и Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 258‒93; Chambers F. P., The history of taste, N. Y., 1932; Weisbach W., Vom Geschmack und seinen Wandlungen, Basel, 1947; Ziegenfuß W., Die Überwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949; Della Volpe G., Critical del gusto, Mil., 1960.

Б. И. Вязьмин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Вкус (эстетический)" в других словарях:

    ВКУС эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства, непременное условие художественного творчества; аксиологическая (см. АКСИОЛОГИЯ) категория, отражающая систему… … Энциклопедический словарь

    Вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оценивается произведение искусства, вкус эстетический… … Энциклопедия культурологии

    Вкус (эстетический) - ВКУС эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - способ ность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в иск ве, различать… … Эстетика: Словарь

    Чувство совершенства, имеющееся у человека и способное склонить его к принятию определенных суждений. Понятие В. существенно уже понятия здравого смысла, В. опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. И. Кант характеризовал В. как … Философская энциклопедия

    Эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства … Современная энциклопедия

    Эстетический способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства. Формирование и развитие вкуса задача эстетического воспитания … Большой Энциклопедический словарь

    эстетический - ая, ое. esthétique adj. <гр. aisthetikos способный чувствовать. 1. Отн. к эстетике <науке>. Эстетические теории. Эстетическая программа. БАС 1. Надеждин, опираясь на эстетические начала, ищет, есть ли высшие художественные достоинства в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    А (у); м. 1. Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языке, мягком нёбе и задней стенке глотки различными веществами; способность ощущать такие воздействия одно из пяти внешних чувств. Горький, кислый, сладкий … Энциклопедический словарь

    Вкус художественно-эстетический - способность личности воспринимать и оценивать реалии окружающего мира и в первую очередь содержание и формы произведений искусства с позиций эстетических критериев прекрасного безобразного, возвышенного низменного, трагического комического и т … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Фигурки из бумаги. Модульное оригами , Виктория и Владимир Серовы. Это уникальное практическое пособие с пошаговыми фотографиями, схемами и детальным описанием для каждой поделки от самых авторитетных российских специалистов покитайскому и японскому оригами.…

ГЛАВА ТРЕТЬЯ книги "Эстетика:курс лекций", которой предшествуют главы Феноменология и Логика эстетического (см. так же на Проза.ру).

СОЦИОЛОГИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Социология эстетического второй - после логики - раз¬дел теории эстетического, второй этап движения от абстракт¬ного к конкретному знанию о нем. В логике категорий были зафиксированы предельно всеобщие свойства и отношения основных модификаций эстетической ценности - прекрас¬ного, безобразного, величественного, ужасного и комичес¬кого. Причем, всеобщие свойства эстетических модификаций были познаны как на уровне их бытия как ценностей (онтологически), так и на уровне их отражения в сознании человека в актах познания и оценки (гносеологически). В отличие от этого социология предполагает, во-первых, более конкретный анализ эстетического: выявление его зависимости от структуры и истории общества; во-вторых, основным в ней становится онтологический анализ эстетического, то есть рассмотрение его на уровне бытия ценностей. Таким образом, социология эстетического предполагает познание закономер¬ностей порождения эстетических ценностей общественной жизнью. Исследуя возникновение эстетических ценностей в процессе общественной практики, мы выясним особенности проявления всеобщих законов логики в конкретных социаль¬ных условиях.Подчеркнем, что речь пойдет об эстетических ценностях жизни, складывающихся в процессе жизни (об отражении этих ценностей в искусстве речь пойдет в следующей главе "гносеология эстетического").

Внутри себя социология эстетического подразделяется на два уровня. Первый из них предполагает выяснение всеоб¬щих зависимостей эстетического от структуры и истории че¬ловеческого общества. Второй - подразумевает конкретный социологический анализ эстетических ценностей. То есть, на втором, более конкретном уровне, предметом познания является уже не человечество, а исторически и политически определенное общество. В соответствии с указанными уров¬нями теории будет и изложение материала данной главы.

§ 1. Социальная обусловленность эстетических ценностей

Сразу подчеркнем тотальный характер зависимости эстетической ценности от общественной жизни. Даже ее объект - то явление, которое имеет ценность в отношении к эстетической потребности человека,- социально обусловлен, а зачастую и произведен обществом. Очевидно, что само общество, различные социальные явления, ситуации, процес¬сы приобретают ту или иную эстетическую ценность. Понятно, что и вся "вторая природа", все предметное окру¬жение человека есть произведение его рук. А значит эстети¬ческая ценность домов, мебели, одежды, машин, станков и т.д. зависит от того, как, каким образом их создал человек. Но и "первая" - то есть нерукотворная природа - "нерукотворна" лишь отчасти. Потому что и она не избежала преобразующего воздействия общества. И если мы ужасаемся гигантским смогом, нависшим над городом, или развороченными, захламленными берегами реки, если наоборот, восторгаемся тучными нивами колосящейся ржи или пасущимся стадом коров (лошадей, овец) - все это дело рук человека. Но и сам характер пейзажа в обжитых районах - например, средне¬русская равнина, пейзаж Подмосковья - несет на себе следы хозяйственной (сельскохозяйственной) деятельности многих поколений людей: поля, как результат вырубки лесов, их плавные контуры, как результат многолетней культивации и т.д. Даже если мы восторгаемся величественной картиной звездного неба над головой, то и в этом случае объект величественного, как было выяснено, "достраивается" нами возвышенным строем мыслей и чувств. Так же как и береза для русского человека становится объектом прекрасного в ореоле ассоциаций с Родиной, Отчизной и т.д.

Во всех таких и подобных случаях, то есть почти без исключения, объект эстетической ценности в той или иной мере произволен (если не прямо произведен) от общества, находящегося на исторически определенном этапе своего развития. И предметное, и социальное, природное окружение человека (а также характер ассоциативной "достройки" этих объективных явлений) - исторически изменчивы и су¬щественно различаются в разные эпохи. Уже это говорит о принципиальной социальной обусловленности эстетических ценностей мира для человека.

Тем более данное утверждение справедливо в отноше¬нии субъекта эстетической ценности - человека как носителя эстетической потребности. Было выяснено, что основу этой потребности составляет комплексная потребность в благе. В комплекс ожиданий блага могут включаться индивидуальные и общественно-личные материальные, а также духовные потребности человека. Наиболее непосредственно социальное положение человека определяет его общественно-личные пот¬ребности. Ими он обладает как член той или иной социально-экономической группы общества. Принадлежа к определен¬ному классу, классовому слою, профессиональной группе человек объективно нуждается в конкретных экономических и политических условиях существования. Очевидны различия социальных потребностей, например, феодальной аристокра¬тии и крестьянства, буржуазии и пролетариата, и не только как социальных общностей, но и отдельных людей, их составляющих. Индивидуальные материальные потребности -в пище, жилище, одежде - также социально детермини¬рованы. Их содержание определяется характером потреб-ления, производным и от социально-экономического положе¬ния человека, и от общего уровня развития общественного производства предметов потребления, от его технического уровня и возможностей. В конечном счете и духовные потребности личности, их содержание зависят от объективных социальных факторов. Ибо по своей природе духовные потребности - это потребности сознания личности в общественно полезной деятельности (61). В результате, весь комплекс потребности в благе оказывается социально обусловлен, а потому существенно неодинаков у людей различных социальных эпох, обществ, классов, классовых слоев, профессиональных групп. Что и составляет основную, наиболее глубинную причину исторической изменчивости эстетических ценностей.

Отсюда следует и социальная обусловленность потреб¬ности в красоте формы - другой составляющей эстетической потребности. Так как ее содержание, конкретизированное в эстетическом эталоне формы, как было выяснено, есть потребность в восприятии форм совершенно благих явлений действительности. Исторически изменяясь и конкретно-социально модифицируясь, потребность в благе порождает изменения потребности в красоте. Это с одной стороны. С другой стороны - исторически, в зависимости от возмож¬ностей общественного производства, его технологии изме¬няется характер предметного окружения человека, изменяют¬ся формы совершенно благих предметов, служащих человеку. Каждой эпохе свойственна определенная "исторически конкретная форма целесообразности", - пишет Л.Безмоздин (6, с. 37). Обобщенный образ ее и порождает эстетический эталон формы, конкретизирующий содержание эстетической потребности в красоте.

Действие социальных причин, порождающих изменение содержания потребности в красоте, покажем на примере резкого "слома", резкого изменения эстетического эталона формы в европейской культуре начала XX века. В конце XIX - самом начале XX века эстетический эталон формы включал в себя в визуальной сфере дробную, сложную пластику, тонкие и сложные цветовые отношения, изощренный или вообще неявный, "размытый" рисунок. В качестве примера можно указать на живопись импрессионизма (К.Моне, Э.Дега, К.Писсаро) и символизма (О.Редон, Э.Моро); в России - творчество А.Головина, Н.Сапунова, К.Коровина. В архитектуре и интерьере этот формальный эталон выразился в так называемом стиле "модерн" (показательным примером которого может быть особняк П.Рябушинского в Москве, построенный по проекту архитектора Ф.Шехтеля). В музыке этот же эталон формы выразился в усложненной, зыбкой, "плывущей" гармонии, сглаженности граней композиционного построения, сложном "нсквадратном" размере, прихотливости ритма и пр. Примером тому служит творчество К.Дебюсси, М.Равеля.

В начале XX века происходит резкая смена эстетического эталона формы. Эстетически ценными оказы¬ваются формальные моменты, противоположные вышео¬писанным. Происходит эстетизация основных геометрических форм: в пластике господствуют в своем чистом, обнаженном виде квадрат, куб, треугольник, пирамида, круг. Эстетически значимым оказывается локальный, подчеркнуто определен¬ный цвет, жесткий рисунок, четкий пространственный ритм композиции. Яркий пример этого нового эстетического эта¬лона формы в архитектуре - творчество Ле Корбюзье, Ф.Рай¬та, в интерьере - работы художников Баухауза, в живописи -П.Пикассо, Ж.Брака, ФЛеже, А.Куприна, АЛентулова и др. В музыке новый эталон формы выразился в повышении роли ритма, который становится подчеркнуто ясным, повторяю-щимся (остинатным), моторным. Композиционный "скелет" формы обнажается, гармоническая вертикаль становится более определенной, меняется даже артикуляция: в ней господствуют острые, сухие штрихи. Таково в этот период творчество А.Онегтера, Д.Мийо, П.Хиндемита, С.Прокофьева, Д.Шостаковича.

Основным (хотя, конечно, не единственным) социаль¬ным фактором, оказавшим влияние на формирование нового эстетического эталона формы явился прогресс произво¬дительных сил общества, который привел к изменению техно¬логии и продуктов производства. Особое влияние оказало изменение предметов непосредственного окружения человека. Главное здесь - переход на массовое машинное производство этих предметов; введение в строительную технологию желе¬зобетона и начало массового жилищного строительства и т.д. Все это привело к значительному упрощению формы домов, мебели, короче, предметного окружения человека. Перво¬начально такое упрощение было вызвано именно изменением технологии производства. Но производственная необходи¬мость сочеталась и с более широкими социальными факто¬рами: такими как рост городов с их рационализированной, прямоугольной планировкой, рост городского населения и относительная демократизация общественной жизни, повлек¬шие необходимость налаживания массового производства как жилища, так и предметов потребления. То есть урбанизация, механизация и массовизация. Эти факторы привели к изме¬нению той "второй" природы, которая окружала человека. В ней стал господствовать новый тип целесообразной формы, новая "форма целесообразности".
Постепенно и неосознанно у человека стал складывать¬ся обобщенный образ новых форм целесообразных явлений. Сложившись, новый "геометрический" эталон формы изме¬няет эстетическую потребность в красоте, а в связи с этим и эстетические оценки. Эйфелева башня из "железного чудища" превращается в эстетический символ Парижа. Железные каркасы строек становятся формально-эстетическим каркасом живописного полотна (ФЛеже). Кубизм П.Пикассо, Ж.Брака, Р.Делоне и абстрактный геометризм П.Мондриана и К.Мале¬вича были, по сути, выразителями нового "геометрического" эталона формы, нарождавшегося в то время.

Осознанный художниками и архитекторами этот эталон возвращается ими в ту среду, которая его породила. Дома становятся подчеркнуто геометричными. Железобетонная конструктивная основа, которая первое время после своего внедрения стыдливо скрывалась, теперь специально подчер¬кивается. Дома Ле Корбюзье, Ф.Райта представляют собой композиции из основных геометрических объемов. Теперь это уже не было простой неизбежностью, связанной с техноло¬гией, а представляло собой результат сознательного твор-чества нового типа красоты.

Сейчас она нам кажется бедной, скучной и даже "античеловечной". Но это значит, что изменилось содержание нашей эстетической потребности в красоте формы. Потому что изменилась социальная ситуация, выветрился технократи-ческий оптимизм, появились новые технологии, сложилась новая форма целесообразности. Но и наша эстетическая потребность в красоте преходяща...

Таким образом, эстетическая потребность в обеих своих составляющих (как потребность в благе и красоте) производна от конкретного состояния общества, его производительных воз¬можностей, от социальных интересов его социально-экономи¬ческих групп.
Но первичным субъектом-носителем эстетической потребности является личность. Все рассмотренные выше социальные факторы создают лишь "поле возможностей" для формирования эстетической потребности отдельного челове-ка. Их действие опосредуется деятельностью конкретной лич¬ности, которая в той или иной степени реализует тот или иной вариант из многообразных возможностей, создаваемых обществом. От нее зависит и иерархия, соподчиненность потребностей, образующих комплекс потребности в благе и своеобразие содержания этих потребностей. Последнее особенно существенно для духовных (нравственных, полити¬ческих, религиозных, познавательных и др.) потребностей человека. Они не предопределяются социально-экономи¬ческим положением человека, а формируются в существенной зависимости и от самой личности. Поэтому характер потреб¬ности в благе у людей одной эпохи, одного общества, одного класса и профессиональной группы может различаться, причем, весьма существенно. Тем более сказанное справед¬ливо в отношении к духовной потребности в красоте формы. Она в наибольшей степени "удалена" от объективных социаль¬но-экономических факторов бытия и в наибольшей степени опосредована собственными духовными усилиями конкретной личности.

Поэтому эстетическая потребность есть производное действие двух факторов: как социального, так и индиви¬дуального. В результате в обществе складывается несколько социальных коллективов, объединенных общностью эстети¬ческих потребностей своих членов. В конечном счете каждый из них формируется на "базе" той или иной социально-экономической группы - класса, классового слоя, профес¬сиональной группы. Но именно в конечном счете. Так как в их состав входят представители самых различных социально-экономических групп. А с другой стороны, личности, объективно принадлежащие к одному классу или профес¬сиональной группе, входят в различные коллективные субъекты-носители эстетической потребности.

Итак, как объект, так и субъект эстетической ценности производны от конкретно-исторического состояния общества. Эстетическая ценность "производится" обществом, зависит от его социальной структуры и индивидуальных особенностей дея¬тельности конкретных личностей. В результате эстетические ценности приобретают социально-групповой характер. Одно и то же явление действительности может иметь и, как правило, имеет различную эстетическую ценность в отношении к эстетическим потребностям различных социальных кол¬лективов.

Это не исключает возможности общности эстетических Ценностей людей, живущих в одну историческую эпоху. Такая общность обусловливается, с одной стороны, исторически конкретной формой целесообразности предметной среды, в которой живут люди одной эпохи. Хотя и принадлежат они к различным классам общества. А с другой - их общими (в той или иной степени) потребностями. Поэтому различаются не только социально-групповые, но и ценности различных исто¬рических эпох.

Что, в свою очередь, не исключает ту или иную степень общности эстетических ценностей человечества в целом. Принадлежа к одному роду существ, люди разных эпох объединены прежде всего общностью своей биологической подосновы: и физиологическими потребностями организма, и физиологическими возможностями восприятия мира органами зрения и слуха. Но человечество как род обладает и общими социальными потребностями, потребностями в определенных общественных условиях, без которых существование его не возможно. Эти общечеловеческие потребности общественного сосуществования людей отражаются прежде всего в непрехо-дящих нормах морального сознания. Типа кантовского (еван¬гельского, конфуцианского, буддийского) императива: посту¬пай сам так, как ты бы хотел, чтобы поступали все.

То есть, эстетические ценности имеют одновременно непреходящий, общечеловеческий и конкретно-социальный: эпо¬хальный, социально-групповой (а также индивидуально своеоб¬разный) характер.

Проанализировав социальную обусловленность эстети¬ческой ценности в самом общем плане, перейдем к более де¬тальному анализу. С этой целью рассмотрим динамику со¬циально-групповых эстетических ценностей.

§ 2. Динамика социально-групповых ценностей

Общая закономерность. Социально-групповые эстетичес¬кие ценности, как было выяснено, определяются в конечном счете эстетическими потребностями той или иной социально-экономической группы общества. При том, что коллективный субъект-носитель эстетической потребности никогда пол-ностью не тождественен социально-экономической группе, в обществе, экономически разделенном на различные классы людей, эстетические ценности также приобретают классовый характер.

Однако каждый класс существует на весьма длительном "отрезке" истории общества, переживает существенно раз¬личные этапы своего бытия. Исторически изменяется поло¬жение класса в обществе и соответственно изменяется значе¬ние социальной действительности для потребностей данного класса, ее ценность. Наша задача состоит в том, чтобы выявив закономерные этапы бытия класса и соответствующие им ценностные ситуации, обнаружить закономерную "логику" изменений социально-групповых эстетических ценностей.

Сначала мы сформулируем предельно общую, обще¬социологическую закономерность, абстрагировавшись от конкретных особенностей в исторических судьбах того или иного класса в той или иной стране. Однако затем - в сле-дующем разделе данного параграфа - теоретические абстрак¬ции о всеобщих законах динамики эстетических ценностей послужат нам для социологического анализа эстетических ценностей советского общества в период с 1917 по 1985 год.

На предельно же всеобщем уровне анализа история бытия класса выступает как последовательность следующих этапов: 1) Начальный этап - подчиненное, эксплуатируемое положение класса, еще не осознавшего свои собственные социальные интересы, не организованного, не обладающего социальной силой, этап существования "класса в себе". 2) Этап борьбы класса за свои социальные интересы против господствующего эксплуататорского класса. 3) Этап победо¬носной революции, этап победы, завоевания господства в социальной системе. 4) Этап удержания господства в сопротивлении новому, прогрессивному классу, уже начав¬шему борьбу за свои интересы. 5) Этап поражения в борьбе с прогрессивным классом, захватывающим господство в резуль¬тате революции. Все эти стадии (более или менее полно) пережили рабовладельцы, феодалы, буржуазия.

На каждом этапе исторического существования класса доминирует определенная модификация эстетической ценнос¬ти действительности, которая складывается в отношении к его эстетической потребности. Подчеркнем, что речь идет именно о ценностной доминанте. Ибо в каждый момент исторического бытия актуализированы все модификации эсте¬тичской ценности мира. Мир многообразен и многообразны потребности человека, входящие в структуру его эстетической потребности. Но доминирующую, определяющую роль играет та или иная модификация эстетической ценности, которую приобретает социальная действительность в зависимости от положения в ней данного класса.

Более непосредственно социальная ситуация определяет социально-интегральную ценность блага или зла, которая складывается в отношении к потребности в благе и составляет основу эстетической ценности.

1. В начальный период социального подчинения и бессилия класса окружающая его социальная действитель¬ность прямо противоположна его классовым потребностям и интересам. Она - эта действительность и прежде всего господ¬ствующий в ней класс - обладает интегральной отрицательной ценностью социального зла. Причем в этот момент социаль¬ное зло неколебимо и совершенно в себе. Ибо господ¬ствующий класс еще прогрессивен, полон сил и вполне контролирует социальную ситуацию. Это социальное совер¬шенное зло может лишь модифицироваться в сверхзло тогда, когда эксплуатация и подавление "нашего" класса достигает чрезвычайной степени.

2. На этапе борьбы класса за свое освобождение социальная ситуация изменяется -в его пользу. Противо¬положный ему господствующий класс теряет свою прогрес¬сивность, свою силу, свое историческое оправдание, превра¬щаясь в зло несовершенное, а значит уязвимое, ослабленное.

3. Этап победы в социальной революции наиболее благоприятен для класса. Так как прежний социальный противник повержен, а новый еще бессилен. Это этап безраздельного господства, когда действительность вполне соответствует социальным потребностям класса, реализую¬щего свои силы в прогрессивном развитии человечества. Социальная действительность обладает для него интегральной ценностью совершенного блага, которая в момент наивыс-шего революционного торжества модифицируется в сверхблаго.

4. Следующий затем этап удержания господства ухудшает ситуацию для данного класса, так как, с одной стороны, он сам постепенно изживает свои социальные потенции, теряя свою прогрессивность, все более становясь консервативным и реакционным. С другой же стороны, его социальное благополучие подтачивается набирающей силу борьбой с ним нового прогрессивного класса. Действитель¬ность теряет свою ценность для "нашего" класса, становясь сначала не вполне благой (несовершенным благом), а затем превращаясь в социальное зло. Правда, первоначально это зло еще не полное, так как социальный противник еще не вполне окреп, еще уязвим и позволяет контролировать ситуацию. Он еще представляет собой несовершенное зло для "нашего" класса.

5. Наконец, наступает этап социального поражения, когда действительность несет классу лишь зло, прямо противостоя его социальным потребностям, и даже сверхзло -поскольку угрожает ему социальной гибелью.

Над рассмотренными интегральными социально-клас¬совыми ценностями действительности, включая их в себя, надстраиваются ценности эстетические. Каждая модификация интегрально-социальной ценности является основой для особой модификации эстетической ценности, которой обла¬дает социальная реальность на определенном этапе истори¬ческого существования класса. Как было уже показано, интегральные социальные ценности блага и зла входят в содержание эстетической ценности. Но при этом они дополняются особой ценностью красоты или уродства формы, которая складывается в отношении к особой духовной потребности в красоте. Напомним, что прекрасное - это единство совершенного блага и красоты формы; величественное - единство сверхблагого содержания и пре-ельно масштабной - великой формы; комическое-юмористи¬ческое - несовершенное благо в некрасивой форме; комичес¬кое-сатирическое - несовершенное зло в уродливой форме; безобразное - совершенное зло в уродливой форме; ужасное -сверхзло в предельно масштабной уродливой форме.

С социологической точки зрения важно, что данное "надстраивание" эстетической ценности над интегрально-социальной существенно изменяет состав группового субъекта Ценности. Групповой носитель эстетической потребности (как единства потребностей в благе и красоте) отличен от социальной группы, обладающей социально-интегральной потребностью в благе. Ибо, как уже говорилось, форми¬рование духовной потребности в красоте формы, хотя и базируется генетически на потребности в благе, тем не менее происходит в процессе деятельности каждого отдельного человека и зависит от его собственных духовных усилий. Поэтому отнюдь не все члены социальной группы, обладаю¬щие единой социально-интегральной потребностью в благе, оказываются носителями адекватной, соответствующей ей потребности в красоте формы. У многих потребность в красоте оказывается не развитой и не соответствующей потребности в благе.

В итоге, состав группового носителя определенной эстетической потребности еще более (чем носитель потребности в благе) отдаляется от тождества с той или иной социально-экономической группой, с тем или иным классом общества. Лишь какая-то часть класса обладает развитой эстетической потребностью, соответствующей коренным интересам этого класса, его социальным потребностям.

Только с учетом указанной принципиальной нетождест¬венности класса и группового носителя определенной эстетической потребности можно говорить о классовом характере эстетической ценности. И только с учетом поп¬равки на эту нетождественность динамика социально-групповой эстетической ценности действительности может быть представлена следующим образом: на этапе социального подчинения доминирующая эстетическая ценность социальной действительности ужасное и безобразное; на этапе борьбы за социальное освобождение доминирует эстетическая ценность комического сатирического; на этапе социальной победы - величкественное и прекрасное; на этапе удержания господства - комическое юмористическое, а затем сатирическое; на этапе социального поражения доминирующая эстетическая ценность социальной действительности безобразное и ужасное.

Как видно, динамика социально-групповой эстетичес¬кой ценности действительности, надстраивающейся над ее социально-интегральной ценностью, представляет собой пос-
ледовательное движение от крайне отрицательной модифи¬кации этой ценности - ужасного - в начальный период исто¬рического существования класса к максимально положи¬тельной модификации - величественного - в момент победо¬носной революции и последующее возвратное скольжение по шкале ценности к крайне отрицательной модификации того же ужасного.

Следует только еще раз подчеркнуть, что здесь вос¬произведена логика социального и ценностного движения в ее чистом виде, абстрагированная от особенностей социальной судьбы конкретных классов конкретных стран. В реальной истории эта логика, естественно, в чистом виде не сущест¬вует, а проявляется через множество отклонений, попятных движений и т.д. Общеизвестно, что история движется зигзагами.

Рассмотрев динамику социально-групповых ценностей на предельно абстрактном уровне, перейдем к более конк¬ретному анализу. В качестве примера действия общих закономерностей в реальной истории отдельной страны рассмотрим социально-групповые эстетические ценности советского общества в период с 1917 по 1985 год.

Конкретный анализ. Социологический анализ эстетичес¬ких ценностей советской эпохи - задача непростая. Такой анализ должен опираться на социально-экономическую теорию общества. Однако, если на внешне событийном уров¬не история советского общества с 1917 по 1985 год уже более или менее описана, то познание сути этого общества только началось.
Констатируем то, что уже ясно и более или менее общепризнано. А именно, что через 70 лет после Октябрьской революции мы имели общество, которое соответствовало сформулированным молодым К.Марксом определениям "казарменного" социализма. Для него была характерна автори¬тарно-бюрократическая организация, отчуждающая народные массы от собственности на средства производства и от поли¬тической власти в стране. Констатация этого развеяла идеоло-гические мифы КПСС времен Л.Брежнева о "развитом социа¬лизме", так же как ранее потерпел крах хрущевский миф о "развернутом строительстве коммунизма" в СССР.

Но было ли вообще это общество социалистическим? И в пользу кого были в нем отчуждены собственность и власть, какая социальная группа оказалась собственником средств производства и присвоила себе политическую власть в стране? По-видимому, общество, официально называвшееся "социа¬листическим", таковым не являлось. Хотя бы уже потому, что фактически отсутствовала общественная собственность на средства производства, так же как политическая власть трудящихся. Что, кстати, взаимосвязано. Так как без полити¬ческой демократии не может быть общественной собствен¬ности. Поскольку именно через механизмы демократии трудя-щиеся только и могут осуществлять свою функцию собствен¬ника - управлять и распоряжаться этой собственностью. Тот, кто обладает политической властью, тот и обладает собствен¬ностью на средства производства в обществе, в котором ликвидированы частно-капиталистические производственные отношения.

Политической властью обладал партийно-государст¬венный аппарат, а в годы режима личной власти Сталина -его глава. Они же распоряжались средствами производства, фактически являясь их собственниками. В соответствии с этим находилось и присвоение результатов общественного производства. Корпоративная собственность порождала и корпоративный характер присвоения. Что выражалось в системе пр^велегий, охватывающей все стороны жизни человека. Партийно-государственный аппарат в системе со¬ветского общества был социальной группой, обладающей ос¬новными признаками эксплуататорского класса. Реально являясь собственником средств общественного производства, он присваивал прибавочный продукт, произведенный общест¬вом.

Если это общество не было социалистическим, то каким же оно было? По-видимому, - переходным. То, что Ленин называл "переходным периодом" от капитализма к социали¬зму. Как таковое, переходное, советское общество соединяло в себе черты, элементы отношений самых различных типов. Причем на различных этапах их соотношение менялось. Элементы социалистических отношений проявлялись в систе¬ме социальных гарантий, обеспечивающих право на труд, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на минимально платное жилище. Однако при этом Ленин в период НЭПа обоснованно считал, что в сфере экономики определяющими были черты государственного капитализма. То есть, что государство выступало как всеобщий, гипермо-нопольный капиталист. Правда, по мысли Ленина, решаю¬щим отличием от классического капитализма было то, что государство было орудием диктатуры пролетариата. Уже при жизни Ленина начался процесс перерождения характера влас¬ти, и, во всяком случае, сразу же после его смерти советское государство превратилось в орудие диктатуры партийно-госу-дарственных чиновников. А потому и экономические отноше¬ния приобрели характер партийно-государственного капита¬лизма. После же отмены НЭПа, в период классического сталинизма, особенно в деревне, на первый план выходят внеэкономические, насильственные методы принуждения к труду со стороны государства. То есть происходит рефеода-лизация экономических отношений. С хрущевских же времен эти - наиболее атавистические элементы производственных отношений отменялись, отмирали и общество все больше возвращалось к экономике партийно-государственного капитализма.

Конечно, эти суждения имеют достаточно эскизный характер. Тем не менее, очевидными представляются, по крайней мере, следующие факты. Во-первых, переходный характер советского общества, во-вторых, его разделение на социальную группу (класс), обладающую средствами произ¬водства и политической властью, и все другие группы и классы, не обладающие ни тем, ни другим.

Из этого вытекает радикальное различие социальных потребностей, интересов партийно-государственного аппарата и всех остальных социальных групп советского общества. Исходя из чего только и можно увидеть действительную, не заслоненную идеологическими иллюзиями, структуру социально-групповых эстетических потребностей и ценностей советского общества.
Правда, следует иметь в виду выясненную нами ранее принципиальную нетождественность социально-экономичес¬ких групп (классов, классовых слоев) и субъектов социально-
групповых эстетических ценностей, то есть групповых носителей определенных эстетических потребностей. Социальный коллектив, объединенный общими эстетичес¬кими потребностями, в отношении к которым складываются эстетические ценности действительности, включает в себя представителей различных классов общества. Лишь статис¬тически, применительно ко множеству людей, можно говорить, что коллектив, обладающий общей потребностью в благе, складывается на основе того или иного класса общества. И лишь какая-то (иногда незначительная) часть этого класса формирует у себя потребность в красоте формы, соответствующую классовой потребности в благе.

В результате, классовый характер групповой эстетичес¬кой потребности определяется не классовой принадлежностью членов группы, а соответствием содержания этой эстети¬ческой потребности фундаментальным социальным (экономи¬ческим и политическим, прежде всего) потребностям того или иного класса. Другими словами, может сложиться такая ситуация, когда большинство членов того или иного класса обладает эстетическими потребностями, не соответствующими его же - этого класса - фундаментальным социальным потреб¬ностям и интересам. Все это имеет непосредственное отноше¬ние к теме данного раздела, так как именно с разительной степенью неадекватности эстетических потребностей советс¬кого народа его же собственным социальным интересам мы и столкнемся, анализируя советское общество.

Итак, с учетом вышеизложенного, рассмотрим социаль¬но-групповые эстетические ценности советского общества и их динамику на протяжении его истории с 1917 по 1985 год (абстрагируясь от особого периода Великой Отечественной войны). Типологию этих ценностей определяют фундамен¬тальные экономические и политические потребности основ¬ных социально-экономических групп советского общества. Таковыми были советская бюрократия, с одной стороны, и советский народ - рабочие, крестьяне и интеллигенция, не вошедшая в аппарат партийно-государственного управления, - с другой. Кроме этого следует учесть и социальные потребности буржуазии, реально действовавшей в обществе в период с 1917 по 1928 год. Да и после реального уничтожения этого класса в обществе сохранилась социальная группа, ориентированная на его интересы.

Октябрьская революция 1917 года была для российской буржуазии социальной катастрофой. Естественно, что с ее позиций вся последующая история советского общества, вплоть до 1985 года, была торжеством зла и сверхзла. В отношении же к эстетическим потребностям тех людей, того социального коллектива, который ориентировался на буржуазные социальные ценности, советская действитель¬ность не могла не являть многочисленные примеры безобраз¬ного и ужасного.

Прямую противоположность представляла собой цен¬ность этой действительности для интегрально-социальных потребностей партийно-государственной бюрократии и тех советских людей, чьи эстетические потребности соответст¬вовали ее социальным интересам. Какие бы изменения в истории советского общества не происходили, на всех ее этапах до 1985 года партийно-государственная бюрократия господствовала в нем. Начиная с победы в революции и кончая периодом "застоя". Реальность жизни всегда была повернута к ней лицом. Никто не посягал на ее господство. Советская действительность "благоволила" ее интересам, обладала различными модификациями положительных ценностей: блага и сверхблага, прекрасного и величест¬венного. Конечно, были социальные явления, противо¬положные интересам партийно-государственных чиновников, несущие им зло, а значит и безобразные. Но со стихией трудно управляемого мелкобуржуазного крестьянства времен НЭПа, со свободомыслием и демократическими традициями интеллигенции, наконец, с бескорыстием части старой партийной гвардии, радеющей об интересах трудящихся, удалось справиться без особого труда. И потому домини¬ровали все-таки положительные ценности советской действи¬тельности.

Не столь однозначная ценностная ситуация складыва¬лась в отношении к интегрально-социальным и эстетическим потребностям народа - рабочих и крестьян, а также выдви¬нувшейся после революции из народных низов новой советс¬кой интеллигенции (не вошедшей в партийно-государствен¬ный аппарат управления). Следует, видимо, признать, что в конкретной исторической ситуации России 1917 года Ок¬тябрьская революция была благом для социальных потреб¬ностей рабочего класса. Произошло освобождение от эксплуа-тации и, на первых порах, завоевание политической власти, когда партийно-государственный аппарат управления служил интересам рабочих. Пока, и очень скоро, не позднее 1928 года, эта власть не была отчуждена бюрократией. Так что для рабочего класса период с 1917 по 1928 год объективно был периодом перехода от победы в революции и социального господства к поражению и социальному подчинению. А потому и интегрально-социальная ценность действительности для него "модулировала" от сверхблага и блага через несовершенное благо и зло к совершенному злу. В связи с этим, при адекватном проявлении социальных ценностей в эстетической сфере, менялась и доминанта эстетической ценности: от величественного и прекрасного через коми¬ческое к безобразному и ужасному.

Для крестьянства же и интеллигенции ценностная ситуация с самого начала была полна противоречий, противо¬речивого сочетания блага и зла, чтобы в 1929 году кончиться безусловным торжеством социального зла. Поэтому, обобщая, можно сказать, что период до 1929 года для советского народа был переходом от социальной победы к поражению, от господства к социальному подчинению, чему соответствовала трансформация доминирующих ценностей советской действи¬тельности от ценностей блага и прекрасного к отрицательным ценностям социального зла и безобразного.

Вся последующая история советского общества остав¬ляла советский народ в положении "трудящейся и эксплуа¬тируемой массы". Поэтому объективно советская действитель¬ность обладала в отношении к его социальным потребностям ценностью социального зла (в особенности, по отношению к крестьянству). Адекватное же проявление этих интегрально-социальных ценностей в сфере эстетического рождало отри¬цательные ценности безобразного и ужасного.

Безусловно, как и раньше, мы говорим здесь лишь о ценностных доминантах. Мир многообразен. Есть мир при¬роды, есть мир семьи, личных взаимоотношений и т.д., который порождал и самые положительные ценностные отношения блага и прекрасного. Но доминанта, опреде-яюшая отношение советской действительности к социальным потребностям существования угнетенного и эксплуатируемого народа, была отрицательной. Можно, конечно, отметить различия в положении народа в сталинский и хрущевско-брежневский периоды. Но это различия количественные: более жесткая эксплуатация - менее жесткая, более тота¬литарное подавление - менее тоталитарное. Но суть социаль¬ных отношений была одна. Поэтому и ценность действи¬тельности не отличалась качественно - она была отрицатель¬ной и социально, и эстетически.

Такова общая социологическая схема эстетических цен¬ностей советской эпохи.
Однако, следует учесть несовпадение социально-эконо¬мических групп советского общества и коллективных субъек¬тов эстетических ценностей - социальных коллективов, обла¬дающих общими эстетическими потребностями. В условиях тоталитарной организации общества господствующая в нем социально-экономическая группа бюрократии смогла добить¬ся того, что индивидуальные материальные и духовные пот¬ребности значительной части рабочих, крестьян и рядовой интеллигенции (особенно, в период сталинизма) соответст¬вовали ее - этой бюрократии - социальным интересам. Ис¬пользуя особенности потребностей народных масс, сфор¬мировавшихся в условиях феодально-самодержавного строя, культивируя и трансформируя их, бюрократия смогла сформировать советского человека, соответствовавшего системе "казарменного социализма". Неразвитость материаль¬ных потребностей народа, готовность обходиться малым набором материальных благ были использованы для его сверхэксплуатации "социалистическим" государством. Коллек¬тивизм общинно-крестьянской и пролетарской психологии при неразвитости индивидуально-личностного начала и в сочетании с аскетизмом стал благодатной почвой для формирования уравнительно-казарменной психологии советс¬кого общества. Неразвитость политических потребностей народа, не прошедшего школу буржуазной демократии и сохранившего монархо-царистские политические установки, были трансформированы в культы новых правителей. Советский народ в своей массе не обладал развитыми потребностями ни в демократии, ни в свободе, ни в личностном самоутверждении. В результате, он более или менее органично принял тоталитарную систему "казарменного социализма". Жизнь в которой была для него "прекрасной и удивительной".

То есть по характеру своих социально-эстетических пот¬ребностей большая часть народа была интегрирована в кол¬лективный субъект, солидаризирующийся с господствующим классом партийно-государственной бюрократии. Лишь мень¬шая (а в 30 - 40-е годы вообще незначительная) часть рабочих, крестьян, интеллигенции смогла устоять и выработать полити¬ческие, нравственные, а на их основе и эстетические потреб¬ности, адекватные собственным фундаментальным социальным интересам.(Точное количественное определение соотношения этих коллективных субъектов эстетических ценностей вряд ли возможно, так как достоверных социологических данных нет).

Пожалуй, лишь к концу 70-х годов ценностная ситуация в советском обществе изменилась. В условиях застойного загни¬вания значительная часть (опять же невозможно точно количес¬твенно определить какая) народа перестает отождествлять себя с официально утвержденными ценностями "казарменного соци¬ализма". В качестве альтернативы им произошла постепенная переориентация этой части общества, особенно интеллигенции, на социальные и эстетические ценности капиталистического общества, на так называемые "ценности Запада". Тем самым подготавливался кризис традиционных ценностей советского общества, разразившийся в период "перестройки".
.
Результатом же последовавшей затем буржуазной контрреволюции ста¬ло радикальное изменение ценностной ситуации. Собственность и власть из рук ""коммунистической" бюрократии перешла в руки новой российской буржуазии (при том, что многие из партбюрократов превратились в "новорусских" буржуа). Жизнь новой, капиталистической России принесла им блага и сверх-блага, явля¬ясь "прекрасной и удивительной". Народ же, очнувшись от энтузиазма антитота¬литарной "перестройки", обнаружил себя все в той же ситуации "трудящейся и эксплуатируемой массы".

Рассмотренная структура и динамика эстетических цен¬ностей советского общества служит примером конкретно-ис¬торического проявления всеобщих закономерностей динамики социально-групповых эстетических ценностей. Этим мы закан¬чиваем второй раздел теории эстетического - его социологию. Следующий этап познания эстетического - гносеология, пред¬полагающая анализ процессов отражения эстетической ценнос¬ти в сознании исторически конкретного человека.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции