06.01.2022

1 женская гимназия. Открытие первой женской гимназии. В честь императрицы


Среди большого разнообразия учебных заведений, существовавших в первые два десятилетия 20 века в г. Новониколаевске, без сомнения, ярким очагом формирования женской культуры и женской образованности является Первая Новониколаевская женская гимназия. История сделала нашим современникам и будущим поколениям большой подарок, сохранив документы этого учреждения. Бережно хранимые сотрудниками Новосибирского городского архива 94 архивных дела Первой Новониколаевской женской гимназии позволяют сформировать представление не только о деятельности этого учебного заведения, но и увидеть некоторые события отечественной истории через призму истории города Новониколаевска.

Как свидетельствуют документы, предшественником Первой Новониколаевской женской гимназии являлось частное учебное заведение с правами учебного заведения 3-го разряда, основанное Павлой Алексеевной Смирновой в 1902 году.

Павла Алексеевна Смирнова родилась в 1869 году в семье православного священника. В 1984 году окончила Самарское епархиальное женское училище и получила звание домашней учительницы. По прибытии в Новониколаевск П.А. Смирнова открыла частное учебное заведение, которое представляло собой двухклассную начальную школу, при которой дополнительно Павла Алексеевна организовала хоровой и музыкальный кружки.

В 1907 год был открыт 5-й класс, и тогда же училище было преобразовано в учебное заведение 1-го разряда.

В 1908 году открывается 6-й класс, а в 1909 году – 7-й класс. В этом же году было возбуждено ходатайство перед Попечителем Западно-Сибирского учебного округа о предоставлении учащимся прав, коими пользуются учащиеся женских гимназий Министерства Народного Просвещения по Положению 24 мая 1870г. В соответствии с названным Положением женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Согласно Положению женские гимназии предназначались для обучения девочек всех сословий и вероисповеданий, состояли из приготовительного и семи основных классов, восьмого педагогического. Первые три класса (иногда и больше) составляли прогимназию и могли существовать как самостоятельное учебное заведение. Гимназисткам, окончившим 7 классов, выдавали аттестат учительницы начальной школы, 8 классов – домашней учительницы. Получившие по окончании гимназии медаль, получали звание домашней наставницы.

Приказом попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 2 августа 1910 № 6432 года частное женское учебное заведение 1 разряда, учрежденное П.А. Смирновой, было преобразовано в женскую гимназию Министерства Народного Просвещения, что предоставляло ей права казенной гимназии.

22 ноября 1910 года Павла Алексеевна Смирнова была утверждена в должности начальницы гимназии.

Согласно приобретенному статусу казенного учреждения, руководство и контроль финансово-хозяйственной деятельностью гимназии осуществлял Попечительский Совет, избираемый сроком на 3 года, по соглашению с начальницей гимназии. В полномочия Попечительского Совета входило:

1. Выборы главы Попечительского Совета и начальницы гимназии;

2. Привлечение средств для нужд гимназии;

3. Определение жалованья сотрудникам гимназии;

4. Контроль за расходованием денежных средств;

5. Определение платы за обучение в гимназии;

6. Создание условий для благоустройства и поддержания в гимназии порядка.

Первым председателем Попечительского Совета Новониколаевской женской гимназии был избран известный врач, человек, много сил отдававший вопросам просвещения в городе Ново-Николаевске, один из учредителей Общества попечения о народном образовании, существовавшего в те годы в Ново-Николаевске, Михаил Павлович Востоков. Отношением Попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 11 октября 1910 года членами Попечительского Совета Новониколаевской женской гимназии были утверждены 5 человек: Екатерина Николаевна Вставская, Калисфения Платоновна Лапшина, Елена Иосифовна Питон, Алексей Григорьевич Беседин, Сергей Владимирович Горохов. В последующие годы в состав Попечительского Совета гимназии входили такие известные люди, как Андрей Дмитриевич Крячков, Александр Михайлович Луканин, Николай Михайлович Тихомиров и др.

Содержание гимназии обеспечивалось из 3 источников: основным являлся доход, получаемый в качестве платы за обучение, из правительственной казны поступало 2500 рублей, столько же – от Новониколаевской Городской Думы. Плата за обучение в приготовительных классах составляла 50 рублей в год, в основных – 100 рублей, в 8 дополнительном – 150 рублей в год.

Средства, получаемые от Ново-Николаевского Городского Общественного управления, расходовались не только на хозяйственные нужды, но и на оплату обучения гимназисток – сирот или тех, материальное положение родителей которых не позволяло вносить плату за обучение. Решение об освобождении от платы за обучение принималось начальницей гимназии, с августа 1910 года (с момента изменения статуса частной гимназии) данный вопрос решался Попечительским Советом гимназии. .

21 июля 1911 года на заседании Ново-Николаевской Городской Думы было рассмотрено прошение Попечительского Совета Ново-Николаевской женской гимназии, учрежденной П.А. Смирновой, об открытии при гимназии 8 класса. В ходе рассмотрения было вынесено постановление о выделении единовременного пособия женской гимназии на 1912 год для открытия 8 класса.

Отсутствие подходящего помещения в то время было большой проблемой для многих учебных заведений Новониколаевска. В связи с открытием новых классов и увеличением количества обучающихся в женской гимназии вопрос помещений встает все острее.

С момента образования Ново-Николаевская женская гимназия располагалась в арендуемых помещениях. С 1908 года по 1912 гимназия размещалась в доме, принадлежащем купцу Ф. Д. Моштакову по ул. Асинкритовской №№ 40-42, квартал 27, участок 18-19. Имеющиеся помещения не удовлетворяли потребности гимназии, «занимаемые комнаты малы для полного штатного количества учащихся». Как видно из письма Председателя Педагогического Совета к председателю Попечительского Совета гимназии, наполняемость классов перед началом 1912/1913 учебного года была достаточно высокой: в 1 классе – 52 чел., во 2 кл. – 50, в 3кл. – 44, в 4 кл. – 43, в 5 кл. – 31чел., в 6 кл. – 36 чел. в 7 кл. – 19 чел.

Для того чтобы разместить такое количество учащихся и обеспечить полноценный учебный процесс, гимназии требовалось: «10 классных комнат, комната для квартиры начальницы, физического кабинета, канцелярии, библиотеки, учительской комнаты, столовой, рекреационного зала, 2 раздевален».

Занятия в гимназии проводились в первой половине дня, поэтому иногда её помещения использовались другими образовательными учреждениями. Так, в частности, на заседании Попечительского Совета от 7 сентября 1914 года рассматривалось прошение инспектора народных училищ 7 района о возможном предоставлении помещений Новониколаевской женской гимназии «с двух часов дня, во вторую очередь...» для учебных занятий «...Ново-Николаевской высшей женской школы, двухклассному женскому училищу и 32-ому женскому начальному училищу ввиду того, что школьные помещения этих училищ отведены для нужд военного ведомства».

К этому времени гимназия располагалась в двух домах, принадлежащих торговому дому «И. Т. Суриков и сыновья». В 1916 году для нужд гимназии Попечительским Советом был снят еще один 2-х этажный дом, по адресу: Кузнецкая, 8, также принадлежащий Сурикову. Однако арендуемые помещения не отвечали необходимым требованиям учебного заведения, к тому же арендная плата была непомерно высокой.

Архивные документы Первой Новониколаевской женской гимназии свидетельствуют, что начиная с 1908 года и на протяжении всего последующего существования учреждения, руководство гимназии, включавшее начальницу гимназии П.А. Смирнову, Попечительский и Педагогический Советы, а также органы городского общественного управления стремились решить вопрос с постройкой собственного здания для гимназии.

24 июля 1908 года городское общественное управление постановило: «ввиду того, что город субсидируя учебное заведение П.А. Смирновой, которое не вмещает всех желающих учиться, и не имея возможности расширить это училище, ходатайствует об открытии в городе Правительственной женской гимназии и об отводе участка земли для постройки собственного здания женской гимназии, если Министерство Народного Просвещения найдет нужным построить это здание». В последующие с 1909 по 1914 годы ежегодно городской глава В.И. Жернаков направляет ходатайства в Министерство Народного Просвещения, Попечителю Западно-Сибирского учебного округа в надежде ускорить решение вопроса о строительстве здания для женской гимназии. В этой связи, в письме от 13 декабря 1912 года, направленном на имя госпожи П.А.Смирновой, В.И. Жернаков разъясняет начальнице гимназии, что для «внесения в Государственную роспись сумму на постройку здания для женской гимназии в городе Ново-Николаевске... учрежденную Вами гимназию нужно официально считать городской, управляемой Попечительным Советом» В этом же письме городской глава просит Павлу Алексеевну оформить письменное заявление о том, что она согласна «продать городу инвентарь гимназии..., т.к. продолжать содержать свою частную гимназию из-за недостатка средств Вы не можете. Город же со своей стороны будет просить Вас остаться начальницей гимназии за обоюдно обусловленный оклад жалованья».

В 1913 году Ново-Николаевское Городское Общественное Управление настойчиво ходатайствует перед Попечителем Западно-Сибирского Учебного Округа и Министерством Народного Просвещения об ассигновании кредита из средств казны на постройку собственного здания гимназии. В свою очередь, Ново-Николаевская Городская Управа выделила участок земли в 47 квартале центральной части города по ул. Асинкритовской и назначило единовременное пособие для строительства в размере 10000 рублей.

В связи с началом первой мировой войны вопрос о постройке здания отошел на второй план, хотя проблема помещений еще более обострилась. Увеличившийся поток раненых, поступающих с фронта, привел к необходимости подыскивать в городе помещения для лазаретов. 19 июля 1916 года в учебные заведения Ново-Николаевска было разослано циркулярное письмо «Г.(господина – автор) Товарища Министерства Народного Просвещения», которым предписывалось: «в виду выяснившейся необходимости увеличения лазаретов и возможности занятия с этой целью учебных заведений... оказывать содействие к удовлетворению данной потребности и с этой целью не ограничиваясь отстаиванием интересов учебных заведений, которыя (так в документе) могут заниматься после использования всех других подходящих помещений» .

Трехкратный рост арендной платы, отсутствие ремонта в занимаемых помещениях в течение нескольких лет вынудило 1 февраля 1919 года Председателя Попечительского Совета вновь направить письмо в Ново-Николаевскую Городскую Управу, в котором выражена просьба «снова поставить вопрос о постройке собственного здания, если не в ближайшем времени, то по крайне мере в будущем, когда жизнь страны и в частности города войдет в нормальную колею».

Однако, как показало «будущее» Первой Ново-Николаевской женской гимназии так и не суждено было обрести собственное здание. В мае 1919 года трехэтажное здание гимназии было подвергнуто реквизиции и одновременно передано частям польской армии.

Выстраивание системы обучения и воспитания гимназисток проводилось при активном участии Педагогического Совета гимназии. Как видно из протоколов заседаний Педагогического Совета женской гимназии, педагоги рассматривали вопросы приема и перевода учащихся в классы, отбора учебной литературы и методических пособий для преподавания дисциплин, поощрения и наказания гимназисток, выработки учебных программ в соответствии с присланными циркулярами Министерства Народного Просвещения и Западно-Сибирского учебного округа, организацией внеучебных мероприятий для гимназисток.

По документам гимназии установлено, что в период с 1912 по сентябрь 1916 года Педагогический Совет гимназии возглавляли священник отец Петр Васильков, статский советник Степан Игнатьевич Анищенко. Письмом от 12 августа 1916 года Попечителя Западно-Сибирского учебного округа председателем Педагогического Совета Новониколаевской женской гимназии с 1 сентября 1916 года был назначен директор Новониколаевской учительской семинарии, статский советник Павел Крылов. В мае-апреле 1918 руководство Педагогическим Советом осуществляла П.А. Смирнова, а с ноября 1918 года Софья Петровна Тыжнова, которая с сентября 1918 года исполняла обязанности начальницы гимназии .

Следует сказать, что обучающиеся в женской гимназии должны были соблюдать строгие правила поведения, как на уроках, так и в обыденной жизни. Ученицы гимназии выделялись из общей массы городских детей тем, что носили специальную установленного фасона форму. Как вспоминает З. М. Сиряченко, «форменное платье носили и гимназистки и учителя. Наши учительницы носили платья синего цвета, а гимназистки – темно-зеленое платье с фартуком черным или белым. Белый парадный фартук надевали, когда шли на симфонический концерт или благотворительный вечер. На ногах обычно носили чулки из льна (черные или коричневые, чаще – черные) и ботиночки, а в теплое время года – белые чулочки и туфельки. Даже зимой в гимназии нельзя было ходить в суконных ботиночках, сапожках, валенках. С пятого класса разрешалось носить туфельки на каблучках. Девочки укладывали волосы в косы.... Банты были темные, белые вплетали по праздникам. С пятого класса разрешалось делать прически. Значок нашей гимназии был желтого цвета, овальный, мы обычно носили его на шапочке или на платье слева. На нем было написано «Первая Ново-Николаевская гимназия»

Гимназистам не разрешалось посещать «увеселительные летние сады» «кинематограф, чтобы не смотрели фильмы, которые...по возрасту не полагалось смотреть» , «посещение общественных мест допускалось только с особого на каждый раз разрешения начальства, причем во всех общественных местах гимназистки обязаны быть в присвоенной им форме» .

За нарушение дисциплины «снимали значок гимназии» или выносили вопрос на рассмотрение Педагогического Совета. Ярким свидетельством требований неукоснительного выполнения гимназических правил является сохранившийся протокол Педагогического Совета от 14 февраля 1912 года № 1, на котором рассматривалось заявление начальницы гимназии о проступке ученицы Софьи Маштаковой. За посещение С. Маштаковой костюмированного вечера в военном собрании, на котором она была вместе с родителями, гимназистке было вынесено предупреждение, о том, что «посещение маскарадов, безусловно, недопустимо и влечет за собой удаление провинившейся ученицы из учебного заведения». Родителям С. Маштаковой Педагогический Совет постановил «выразить глубокое сожаление по поводу того, что они своевременно не удержали дочь от столь несоответствующего гимназическим правилам поступка».

Еще один пример, касающийся гимназических правил поведения: на экстренном заседании Педагогического Совета (протокол от 07.02.1919 № 84) рассматривался вопрос о допуске учащихся гимназии к публичным выступлениям. В связи с тем, что в гимназию официально обратилась Александра Ивановна Шамрет с предложением о выступлении на сцене в день её бенефиса учениц гимназии, Педагогически Совет постановил, «что какие бы то ни было публичные выступления учениц гимназии на общественных сценах, вне стен их учебного заведения, недопустимы».

Во внеурочое время гимназистки организованно посещали концерты, благотворительные вечера, кинотеатры. Для того чтобы помочь нуждающимся, гимназия часто организовывала собственные благотворительные вечера, на которые приглашались состоятельные люди города. Вырученные средства направлялись на оплату учебы нуждающимся ученицам гимназии, пострадавшим людям в результате бедствий и несчастий, на фронт (после начала Первой мировой войны). В этой связи хочется привести содержание одного письма от 15 февраля 1916 года, весьма показательного с точки зрения существовавших в то время норм этикета, направленного председателем комитета начальников средних и низших учебных заведений по внешкольному надзору в г. Ново-Николаевске, директором мужской гимназии г. Ново-Николаевска, статским советником Николаем Моисеевичем Максиным на имя начальницы гимназии П.А. Смирновой.

«Свидетельствуя свою благодарность за приглашение на платный ученический вечер, устраиваемый 19 февраля в женской гимназии, имею честь довести до Вашего сведения, Милостивая Государыня, что присутствовать на этом вечере, к сожалению, не могу, т.к. присланный билет 2 ряда /10 место/, за который мною уплочено пять рублей, не соответствует ни моему положению, ни цене билета.

К сему покорнейше прошу сообщить мне фамилии и имена учениц 8 класса женской гимназии, которые с предложением билета вошли в мой кабинет в пальто и головных уборах. Что касается билета, то таковой приобщен к делам комитета.

Не ведаю как обучались женщины в Польше до ее третьего раздела (а Каменец-Подольский веками был южным форпостом именно этого государства), но первое известие об обучении девочек в Киевской Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине XVI века митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам — «отрокам и девицам» . С начала XVII века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Санкт-Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам. Это было сделано с целью дать бедным девочкам основы ремесла, что дало бы им возможность зарабатывать себе на жизнь, частично содержать семью.

При Елизавете Петровне Указом 1754 года были открыты акушерские школы сначала в Москве и Петербурге, а затем и в провинциях, которые обучали женщин «бабьему делу» ... В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине XVIII века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами.

С 1743 года начинают создаваться епархиальные училища — средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1744 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся.

Воспитанницы Смольного института

Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда императрица Екатерина II Указом от 5 мая 1764 года в Санкт-Петербурге основала по проекту И. И. Бецкого «воспитательное общество благородных девиц» на 200 человек и при нем училище для 240 мещанских девушек — Смольный институт. Главной задачей этого учреждения было «воспитание, образование характера, привычка к добродетели и умение вести себя в обществе» . Смольный институт — первое в России среднее учебное заведение закрытого типа (при Воскресенском — Смольном Новодевичьем монастыре). В Смольном институте учились дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах Российской империи.

Н. А. Ярошенко. Курсистка.
Холст, масло. 1883

Устав Министерства народного образования 1786 года открыл доступ девочкам в народные училища, где они могли получить элементарное образование. За период существования народных училищ в Москве (с 1781 года) и по губерниям (с 1786 года) девочек было в 13 раз меньше, чем мальчиков, которые учились за то же время. То есть к концу XVIII века развитие женского образования находилось на недостаточно высоком уровне, общество все еще сохраняло патриархальные взгляды по вопросу женского образования, считая его вредным для развития женщины.

Таким образом, основная функция учебных заведений состояла в подготовке девочек к светской жизни, воспитании хозяек, жен, матерей.

Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

12 (24) марта 1839 года в Каменец-Подольском открылся частный женский пансион Анны Клингель. В пансионе преподавали Закон Божий, арифметику, географию, историю, рисование, музыку, пение, рукоделие и иностранные языки. Музыку и пение преподавала владелица пансиона.

Император Николай Павлович также активно интересовался вопросом женского образования, что свидетельствует о формировании положительного отношения к данному вопросу. Он распорядился открыть в Киеве, Виннице, Житомире и Каменец-Подольском частные женские пансионы с предоставлением каждому по 1500 рублей дотации. 1 (13) октября 1842 года в Каменец-Подольском был открыт образцовый пансион Кавецкого. Этот пансион находился под личным контролем директора мужской гимназии. В 1852—1855 годах в Каменец-Подольском действовал частный пансион Леонтина Пиотровского. Он давал возможность девушкам из небогатых семей получать начальное образование. Открытый в феврале 1853 года и действовавший на правах женской гимназии женский пансион Екатерины Коциевской просуществовал до 1867 года.

Курсистка

В 1852 году все женские учебные заведения на территории Подольской губернии были разделены на 4 разряда, и для каждого из них был разработан учебный план, который давал образование девушкам «в согласовании с их будущим предназначением» , то есть здесь четко прослеживался сословный принцип в женскому образованию.

В учебных заведениях первого (высшего, для девочек из семьи потомственных дворян) и второго (среднего, для дочерей менее знатных дворян, почетных граждан, купцов) разряда в основу образования положены были иностранные языки.

В учебных заведениях третьего разряда (низшего, для дочерей солдат и лиц всех сословий) главное внимание уделялось рукоделию и женским ремеслам, сведения же по русскому языку и арифметике сообщались лишь самые элементарные.

Учебные заведения четвертого разряда (самого низшего, только для лиц низшего сословия) — это специальные заведения: сиротские институты и повивальные училища, для дочерей лиц из бедных сословий, в соответствии с чем и определялось содержание, формы и методы обучения.

Чем выше был разряд в учебном заведении, тем больше внимания уделялось изучению наук. Кроме того, в двух первых разрядах много времени отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам. Для третьего и четвертого разрядов характерно изучение рукоделия и хозяйственных работ.

Первые женские гимназии получили наибольшее распространение в России в начале 60-х годах XIX века.

5 (17) марта 1867 года в Каменец-Подольском торжественно открыли Мариинскую женскую гимназию. Согласно программе, утвержденной в 1879 году, гимназистки изучали Закон Божий, русский язык, иностранные языки, историю, географию, математику, естествознание, педагогику, рукоделие, рисование, пение — (10 часов в неделю).

В 1870 году вышло новое положение о женских учебных заведениях. Новым в положении было основание об открытии при гимназиях восьмого (дополнительного) педагогического класса, после успешного окончания которого выпускницы получали звание домашних наставниц и учительниц. Ученицам, которые заканчивали общий курс, предоставлялось право на получение звания учительниц народных училищ и начальных классов гимназий.

К концу XIX века в Российской империи существовали как частные, так и государственные женские учебные заведения.

В начале ХХ века

Это было время, когда дамы непомерно утягивали себя корсетами, добиваясь «осиной талии» и носили турнюры. Основу женского силуэта составлял идеальный образ женщины той эпохи — женщины, которой чужды земные тревоги, заботы быта и вообще какая-либо работа: умственная или физическая. Дама той эпохи еще не была эмансипирована и посему напоминала прекрасный цветок.

Большинство считало, что девочек не надо развивать сверх лет, девочки не должны читать романы, должны держать себя скромно, хорошо говорить по-французски, приседать, танцевать. Полагалось, что этого вполне достаточно для будущей жены, матери, хозяйки.

Но неумолимо менялся привычный ход вещей. И во второй половине XIX-начале XX века в Российской империи статус женщины повышается, женщины все больше участвуют в общественно-политической жизни. Открываются специальные учебные заведения для женщин. Получено право учиться женщинам в вузах наравне с мужчинами. И пошло-поехало...

«...Я совсем девочка. Ношу косички, завязанные бантиками, провожу время „наверху“ с гувернанткой и зубрю грамматику. Это было особенное время. Шла первая великая перестройка русской жизни, и хотя мы, дети, были отделены от кипучей действительности и возрастом, и плотными стенами детских, все же мы жили в то время и прошли через его влияние. Отовсюду, из всякой, казалось, щели врывались в нашу детскую жизнь новые мысли, новые слова. Начиналось и женское движение. Открылись женские гимназии, где „лавочницы“ могли учиться рядом с девочками порядочных семейств. Шли смутные толки о том, что женщины должны „ходить в университет“, уже шепотом поговаривали о девушках, бежавших из родительского дома...».

Курсистки начала ХХ века

Стефанида Славутинская

Н. А. Ярошенко. Курсистка.
Холст, масло. 1880

Стефанида Афанасьевна Славутинская, основательница первой в городе частной гимназии, родилась 22 октября 1862 года. В возрасте 19 лет окончила историко-филологическе отделение Высших женских курсов в Киеве. Около десяти лет работала учительницей сельского одноклассного начального народного училища в с. Кульчиевцы Каменецкого уезда, затем заведовала детским приютом в Каменец-Подольском на Московской улице (современный адрес — Огиенко, 35; сегодня это здание городского управления Службы безопасности Украины). С 1901 года делом жизни Стефаниды Афанасьевны стало основанное ею частное учебное заведение для девушек. Она была неизменной начальницей гимназии, преподавала в ней русский язык.

Первая женская гимназия

В начале декабря семнадцатого года отец перевел меня из Первой мужской гимназии в Седьмую, на Страстной площади. Мое пребывание в ней было очень кратковременным. Занятия никак не налаживались, в классах было очень холодно, совсем не топили, и мы сидели за партами в гимназических шинелях. Гимназия эта была привилегированной, и в ней училось много детей старинных русских фамилий. Помню Олсуфьева и Бестужева.

Вышел декрет о совместном с девочками обучении, и зимой восемнадцатого года Седьмую гимназию соединили с Первой женской. Занятия будут проходить в помещении женской гимназии.

После дворца седьмой мужской это помещение показалось мне каким-то казенным и неуютным. На четырех этажах большие, просторные классы с очень высокими потолками, безжалостный свет в огромных окнах, очень широкие коридоры и большой рекреационный зал.

В первый день мальчиков пришло очень мало. Нововведение это казалось столь странным и опасным, что многие родители не пустили своих сыновей, считая все это временной и пустой большевистской затеей - надо только немного переждать, и все вернется на «круги своя».

Было очень холодно, и мама к воротнику моей шинели пришила скунсовую горжетку: целый узкий зверек с лапками и черными коготками, маленькой острой мордочкой, с красными губами и мелкими белыми зубками - и еще маленькие оранжевые блестящие глазки с черными зрачками. Я не дал отрезать скунсу мордочку и запрятал ее за воротник.

В школе не топили, вешалка была закрыта, и замерзший швейцар сказал, что раздеваться не надо.

В классе меня обступило множество девочек, все в форме. Белые кружевные воротнички и манжеты, белые передники, в косах ленты. Они окружили меня тесным кольцом, разглядывают меня и моего скунса, неудержимо хохочут. Я, наверное, являл зрелище комическое. Одна девочка, Волкова, как сейчас помню, сказала: «Что вы над ним смеетесь, он, видно, из бедных». Всего этого я выдержать не мог и, запрятав скунса в карман, убежал домой.

Жизнь в женской гимназии мало-помалу входит в свою колею. С каждым днем появляется все больше мальчиков.

Затеяли издание литературного журнала. Редактором стал мальчик немногим постарше нас, сын сменовеховца Бунака. Журнал назвали «Аврора». Аврора - богиня утренней зари. Обложку поручили нарисовать мне.

Бирюзовое море, огненно-красный шар восходящего солнца, который чуть касается горизонта. На скале в белом хитоне богиня в задумчивой позе. На этом издание журнала закончилось, больше никто ничего не делал. С обложкой ко мне пришла слава. Девочки наперебой подсовывают мне свои альбомы, в которых я без конца множу Аврору.

В программу включены уроки по пластике и рукоделию. Пластику преподает артист Большого театра Чудинов: длинный милый пожилой человек, в театре танцевал Дон Кихота. Пластика должна сообщать нам изящный силуэт, элегантность манер. Девочки учат нас бальным танцам.

Упражнения с мячом по окончании урока, в зале играем в футбол, нас с трудом загоняют в классы.

На рукоделии учимся пришивать пуговицы, исколол себе все пальцы.

Урок французского языка. Молодая француженка входит в класс. Она ни слова не говорит по-русски, мы ни слова по-французски. - «Бонжур, месье и мадемуазель, кэль эр э тиль а прэзан?» И дальше все в таком роде.

Вскоре в классе наступает мертвая тишина под красивое чтение француженки: «Эн маршан рэвэнэ дэ ля фуар…» Мальчики и девочки в полном покое заняты каждый своим делом: обмениваются марками, читают, под партой держа на коленях книги на русском языке. Я рисую в альбомах Аврору, богиню утренней зари.

В школу начинает поступать американская продовольственная помощь АРА. Организован буфет, в котором мы, школьники, дежурим по очереди. Нарезаем хлеб и сливочное масло. В часы дежурства можно есть вволю. Дежуря, я так наедался впрок американским маслом, что долгое время меня тошнило при одном его упоминании. Никакими силами меня больше нельзя было определить в дежурные.

Было очень холодно, в школе совсем не топили, и мы все чаще и чаще пропускали уроки.

С революцией ко мне пришла долгожданная свобода, никто меня не провожал в школу и никто не встречал. У меня с каждым днем было все больше свободного времени, я много гулял по заснеженной Москве, читал без разбора, рисовал. Дома нас с отчаянным упорством продолжали учить музыке.

Ходили слухи, что часть классов переведут в бывшую гимназию Раевской, в Каретном ряду, а в помещении нашей гимназии будет госпиталь.

Шла гражданская война.

Женская услуга Один млад, лейтенант советской армии, рассказывал мне свою историю, как он попал в лагерь и тюрьму. Во время войны мы были окружены и я попал в плен к немцам. Нас отправили в Германию, где я как специалист вскорости оставил лагерь и жил вне лагеря.Случайно

Доля женская Да, «пророк» и «святой» коммунистического «рая» привез много новинок из-за границы, бросивши «Богоносца» в противоположную сторону - упиваться чужой кровью и наслаждаться чужим горем, а также порадовал и женщин: дал им равноправие с мужчинами.Женщина

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВО Ушкуйник и запорожец. Мать и бабушка. Азбука. В лесах дремучих. Вологда в 60х годах. Политическая ссылка. Нигилисты и народники. Губернские власти. Аристократическое воспитание. Охота на медведя. Матрос Китаев. Гимназия. Цирк и театр. «Идиот». Учителя и

ГЛАВА ПЕРВАЯ Киевские годы: семья, гимназия и университет. Война. Медицина. Революция. IИ отец, и мать Булгакова были родом из Орловской губернии. «Мы были колокольные дворяне, - вспоминала сестра писателя Надежда Афанасьевна Земская, - оба деда - священники; у одного было

ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА Женщины в лагере жили, вообще говоря несравненно лучше, чем мужчины. Среди прекрасного пола и процент смертности был не очень высок.В начале 1943 года в лагере томилось около 500 женщин. Вскоре их число возросло до тысячи. Но летом с ними поступили жестоко:

Версия женская Мне пока не удалось толком рассказать о Ларке, вернее, о знаменитой Ларисе Богораз, бывшей жене Юлика Даниэля и вдове Анатолия Марченко, любовно прозванной в узком кругу «матерью русской революции». Конечно, я упоминала ее несколько раз и даже пыталась

Глава IV Клеопатра Невы, ее двор, ее прославленный художник-итальянец, ее муж-конквистадор и женская свита конквистадора Честно сказать, и сама эта величественная горбоносая красавица, и чеканные ее строки вспоминались мне не слишком часто до того самого октябрьского дня

Глава 55 Женская половина Когда Полина вышла замуж и ушла жить к мужу, я осталась одна в мужском «царстве». А вскоре старший сын Арсений (ему 15 лет) построил себе дом из лиственницы. Пока один он там жить не собирался, а дом всем моим мужчинам очень понравился, и они решили

ЖЕНСКАЯ КРОВЬ НА БРУСЧАТКЕ КРЕМЛЯ Как и обещал Свердлов, Фейгу Каплан с Лубянки перевели в Кремль. Почему? Да потому, что несознательные чекисты, не понимающие, что такое политическая целесообразность и требующие открытого и гласного суда, могли совершить что-нибудь

ГЛАВА ПЕРВАЯ Семья Мережковских. – Детские годы. – Гимназия, первые литературные опыты О своем детстве и отрочестве Мережковский достаточно подробно рассказывает в «Автобиографической заметке», помещенной в знаменитом сборнике С. А. Венгерова «Русская литература XX

Глава LXXIII. Отъезд на Кавказ. Туапсинская Иверско-Алексеевская Женская Община Еще задолго до перехода своего на службу в Ведомство Православного Исповедания, я осаждался разного рода просителями, прибегавшими к моей помощи и заступлению. Как я ни уклонялся от этих

Гимназия Владимир Владимирович Маяковский. «Я сам»:Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром.Николай Николаевич Асеев. В записи Григория

«Женская темная сила» Впервые портретные черты молодой поэтессы воспроизводятся Толстым в августе 1911 года в рассказе «Ночь в степи», написанном во время второго пребывания Толстых в Париже. Герою снится безумный визит к должнику - помещику-степняку, ругателю и

Первая мужская гимназия В конце августа 1914-го отец привел меня, восьмилетнего мальчика, держать вступительные экзамены в приготовительный класс Первой мужской гимназии. Дед мой, отец и дядя учились в этой гимназии.Накануне в парикмахерской меня подстригли «под

ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ. 93-Й ГОД С ве тлой Памяти моей первой учительницы, Дидковской Александры Филаретовны, посвящается… Помните, как у Н,А, Некрасова: «Доля ты русская, долюшка женская… Вряд ли труднее сыскать…».В нашем случае, эти слова в самую точку, в самое сердце…Были и есть

19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна) открылась первая женская гимназия.

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Императрица Мария Александровна. 1857 г.

До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине XIX века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье. Над осуществлением проекта по созданию женской гимназии работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский. В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения "для приходящих девиц" и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому. Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию - покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей. В конце марта 1858 года был подписал "высочайший" указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название "Мариинская женская гимназия" в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования в России.

Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной. Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки. В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет - дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров. Вышнеградский пригласил работать в гимназии лучших учителей Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.

Дом на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современной улицы Рубинштейна),

в котором находилась Мариинская женская гимназия

Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, "с убеждением в видимой пользе образования". Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение "порождает образованных женщин-пролетариев".

С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, В их программу впервые были включены анатомия и физиология - предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание "домашней наставницы" и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.

Старт массовому женскому образованию в России дал ещё Пётр I. Царь издал указ, согласно которому запрещалось венчать «неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию».

Со второй четверти XVIII века в моду постепенно стало входить домашнее образование для женщин дворянского сословия. А в 1764 году в Петербурге начало работать Императорское воспитательное общество благородных девиц — знаменитый Смольный институт. В нём на полном пансионе жили и учились представительницы самых знатных фамилий России. Лучшие выпускницы часто становились фрейлинами при дворе.

Закрытые учебные заведения действовали по принципу, который в наши дни сохранился в английских привилегированных публичных школах: ученик должен постоянно жить там, где проходит обучение. Однако такая форма образования, созданная для дворян, чьи поместья были разбросаны по стране, была неудобна для городского населения, численность которого неуклонно росла на протяжении всего XIX века.

К тому же закрытые дворянские пансионы отрезали от образования детей буржуа и мещан, чьё влияние в обществе нарастало.

При этом обычное гимназическое образование для приходящих учеников оставалось привилегией мужской части общества — первое такое заведение появилось в 1803 году.

Домашнего образования для девочек было недостаточно, да и позволить себе нанимать надомных педагогов могли единицы. В то же время в русском обществе середины XIX века постоянно росли требования к культурному уровню женщин, да и сами представительницы различных сословий массово стремились к просвещению.

Поэтому общедоступное женское учебное заведение было актуальным требованием. В итоге 28 марта 1858 года император Александр II издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого женского училища без пансиона. А уже 19 апреля открылась Мариинская гимназия, куда могла поступить практически любая девушка, вне зависимости от происхождения и достатка.

Как отметила в интервью RT историк Наталья Ушакова, в середине XIX века первые места по уровню грамотности занимали Санкт-Петербургская и Московская губернии. За ними следовали губернии с населением, работающим на местных фабриках и отхожих промыслах, — Ярославская, Владимирская, Костромская.

«Неслучайно первая частная женская гимназия была создана в 1857 году в Костроме. А уже в следующем году дело женского образования было передано в надёжные руки Мариинского общества, после чего появилось Петербургское училище», — рассказала Ушакова.

Первые шаги

Создание гимназии инициировало Ведомство учреждений императрицы Марии Александровны — Мариинское общество, в честь которого и была названа гимназия. Это было государственное учреждение, занимавшееся благотворительностью. Помимо воспитания сирот и помощи больным, Мариинскому обществу было поручено женское образование.

  • Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон. 1849-1851 гг., Эрмитаж

Организатором и идеологом женского образования стал известный педагог Николай Вышнеградский. Он начал свою карьеру как преподаватель гимназии, затем защитил диссертацию, обучал философии студентов педагогического института. В 1857 году Вышнеградский занялся делом всей своей жизни — развитием женского образования в России. Он задался целью сделать этот вопрос предметом широкого общественного обсуждения, составить планы реформ системы образования. Чтобы реализовать свои идеи, он начал издавать «Русский педагогический журнал».

Поднятая Вышнеградским проблематика заинтересовала общество: его журнал был не просто популярен — издание сформировало социальный запрос на женское образование.

Сам Вышнеградский заработал достаточный авторитет для того, чтобы обратиться к герцогу Петру Ольденбургскому — председателю Главного совета по развитию женского образования. Герцог, известный поборник просвещения, поддержал инициативу Вышнеградского и совместно с императрицей Марией Александровной выступил руководителем проекта по созданию первого Мариинского женского училища и дальнейшему развитию гимназического образования для девушек.

  • Портрет принца П.Г. Ольденбургского работы Ж. Кура, Эрмитаж

«Вышнеградский неслучайно занялся изданием журнала. Период начала правления Александра II можно описать как время, когда вопросы образования больше всего волновали общество, ведь образованные люди были инициаторами и исполнителями целой серии реформ, изменивших Россию», — подчеркнула Ушакова.

Она добавила, что, кроме «Русского педагогического журнала», проблемами образования занимались «Правительственный вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство». По словам Ушаковой, в прессе были представлены все направления — от консервативного до весьма либерального.

Образовательные инновации

Ещё дореволюционные исследователи отмечали, что пансионное образование оказывало излишнее давление на учащихся.

Так, историк педагогики Пётр Каптерев в 1898 году писал: «Когда мальчик от мягкого домашнего строя жизни, из тёплой семейной атмосферы переходит в официальную казённую школу, устроенную на казарменный лад, то его бывает жаль; но когда тот же переход совершается с девочкой, тогда её бывает ещё больше жаль, тяжелее, грустнее смотреть на неё».

Став директором, Вышнеградский разработал для гимназии передовую по меркам того времени систему обучения. Если в женских пансионах поддерживалась самая суровая дисциплина, то в училище Вышнеградского требовалось лишь соблюдать приличия — здесь была почти домашняя, весьма непринуждённая обстановка. В пансионах воспитанницы носили специальную форму, это регламентировалось строжайшим образом. В гимназии же первоначально формы не было вовсе, чтобы не стеснять учениц.

В образовательном процессе Вышнеградский руководствовался принципом «не принуждать, а развивать». Директор категорически запретил любые наказания. В ответ ученицы проявляли гораздо больший интерес к учёбе, чем воспитанницы пансионов.

На первый курс поступили 162 девочки в возрасте от девяти до 13 лет, три из них — крестьянки по происхождению. Плата за обучение была очень низкой: Вышнеградский выступал за доступность образования и настаивал, чтобы основные расходы взяло на себя Мариинское общество. Петербургский эксперимент был признан удачным, и с 1860-х годов по всей России стали появляться Мариинские гимназии.

От среднего к высшему

В 1871 году началась масштабная реформа образования — как считают историки, одна из наиболее актуальных для правительства Александра II. Новый устав гимназий и прогимназий обрёл статус закона.

Вот как описывает этот период историк Алексей Любжин: «Вопреки мнению большинства Государственного совета, император Александр II утвердил устав 1871 г. В соответствии с ним право поступления в университеты было предоставлено лишь выпускникам классических гимназий либо сдавшим экзамены по их курсу».

Это ещё больше повысило роль женских гимназий, ведь с 1878 года в России начала формироваться система высшего образования для женщин. Однако без гимназического образования поступить на высшие женские курсы было нельзя.

«С середины XIX века русская общественность уделяла пристальное внимание качеству и содержанию преподавания в средних учебных заведениях. Критика классических гимназий, реальных училищ, всей системы образования особенно усилилась в печати 1890-х годов. С особой остротой встал вопрос о расширении сети женских учебных заведений, в том числе высших, поскольку желающих учиться в них становилось всё больше», — отметила Ушакова.

Вскоре стало ясно, что возможности Мариинского общества слишком малы, чтобы удовлетворить потребность страны в женских учебных заведениях. И с 1860-х годов Министерство народного просвещения стало открывать собственные женские училища, которые после принятия в 1870 году Положения о женских гимназиях и прогимназиях окончательно сравнялись в правах с мужскими гимназиями.

Однако «министерские» учебные заведения отличались от Мариинских гимназий тем, что были ориентированы на подготовку женских педагогических кадров: окончившим семь классов выдавался аттестат учительницы начальной школы, после восьми классов — аттестат домашней учительницы. В этих образовательных учреждениях больше внимания обращали на иностранные языки, так как считалось, что владеть ими должна каждая учительница.

Перед революцией 1917 года число женских гимназий Министерства народного просвещения достигло 958. Эти учебные заведения открылись даже в небольших уездных городах. Кроме того, в России работали 35 женских гимназий Мариинского общества. В них обучалось более 16 тыс. девочек. Но Октябрьская революция уничтожила существующую систему.

Следующие полтора десятка лет стали временем экспериментов в сфере образования — в частности, большевики упразднили раздельное обучение. Однако в 1943 году его ненадолго восстановили. Окончательно женские школы ушли в историю в 1954 году.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции